Форум » Как нам обуСРОить Россию? » Главы из книги, Предисловие. » Ответить

Главы из книги, Предисловие.

maru: [quote]Контексты саморегулирования. Передача государственных функций саморегулируемым организациям / С.П. Бабочкина, В.В. Буев, П.В. Крючкова, А.В. Лобанова, С.В. Мигин, Д.В. Со-боль, А.А. Шамрай, А.Ю. Щербинина; под ред. С.В. Мигина. – М.: НИСИПП, 2009. – 523 с. [/quote] Предисловие На современном этапе развития российского общества решающее значение приобретает совершенствование форм пуб-личного регулирования экономической деятельности. Сегодня как никогда нужны новые нестандартные, инновационные реше-ния и действенные стимулы для реализации стратегии долго-срочного социально-экономического развития страны. Наиболее перспективные направления роста связаны с использованием по-тенциала саморегулирования, которое может внести серьезный вклад в решение стоящих перед российской экономикой задач. Необходимость государственного содействия становле-нию института саморегулирования нашла отражение в про-граммных документах и выступлениях Президента РФ Д.А. Мед-ведева, полностью поддерживающего «уже достаточно солидную по возрасту идею передачи государственных функций общест-венным организациям, в том числе саморегулируемым». Преимущественно в такой постановке вопрос был поме-щен в центр разворачивающейся дискуссии относительно обще-ственной эффективности саморегулирования. В свете предлагае-мого вниманию читателя анализа не выглядит большим преуве-личением прогноз, что будущее регулятивных реформ в России и новое качество «возрожденной» административной реформы на-прямую связаны с развитием замещающих государственное вме-шательство форм саморегулирования. Ведь, как отмечал Е.М. Примаков, «главная и, к сожалению, невыполненная задача административной реформы заключалась в передаче на общест-венный уровень избыточных государственных функций». Выраженная акцентировка на делегированном саморегу-лировании, однако, не отменяет необходимости создания в при-оритетном порядке условий для развития саморегулирования добровольного. Не менее важно помнить и о сопряженных с пе-редачей государственных функций системных рисках дублирова-ния и неоправданного ужесточения режима регулирования. Пе-редавая отдельные полномочия саморегулируемым организации-ям, государство зачастую не сокращает своего присутствия в экономике либо сокращает его незначительно, прикрывая это ус-тановкой на сохранение управляемости в соответствующей сфе-ре. Более того, в некоторых случаях со стороны ведомств наблю-даются попытки использования саморегулирования для возвра-щения позиций, утраченных после уже состоявшейся в отдель-ных секторах экономики ранее безусловной отмены избыточных форм государственного регулирования, в том числе лицензиро-вания, сертификации, аккредитации, аттестации. Наиболее высо-ки риски воспроизводства избыточного регулирования и поме-щения отрасли под двойной контроль там, где делегирование развивается в жестких формах, предполагающих обязательное членство. В результате не исключено формирование новых бю-рократизированных структур, своеобразных «штабов» отраслей, играющих роль посредников между частным сектором и государ-ством и обладающих широкими возможностями по извлечению административной ренты. И, наконец, всегда необходимо помнить, что переход на саморегулирование не ведет автоматически к росту общественного благосостояния. В условиях российской экономики, характеризующейся устойчивым воспроизводством значительного числа административных барьеров, сама по себе замена государственного регулирования на саморегулирование без обеспечения дополнительных условий не приведет ни к снижению непроизводительных расходов бизнеса, ни к пресечению недобросовестного поведения государственных служащих. Очень многое зависит от дизайна системы саморегулирования и настройки стимулов, обеспечивающих общественную эффективность саморегулируемых организаций. Принципиально важно, чтобы саморегулирование в России не приобрело черты специфической формы «барьеростроительства» и не было приспособлено для обслуживания интересов отдельных рентоориентированных групп экономических агентов. Поэтому, говоря о передаче государственных функций саморегулируемым организациям, следует иметь в виду не только прямое делегирование, но и непосредственный отказ от избыточных полномочий органов власти, учитывающий возможности общественной инициативы и расчищающий пространство для развития добровольного саморегулирования «снизу». Настоящая публикация подготовлена по результатам на-учно-исследовательской работы по теме «Разработка предложений по передаче функций государственного контроля (надзора) саморегулируемым организациям», выполненной в 2008 году в интересах Министерства экономического развития Российской Федерации. Работа публикуется в целях общественного обсуждения и популяризации института саморегулирования. Авторский коллектив выражает признательность за оказанное содействие и предоставленные в рамках проведения исследования материалы и ценные консультации заместителю директора Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития Российской Федерации Наталье Николаевне Антипиной.

Ответов - 10

maru: maru пишет: В результате не исключено формирование новых бюрократизированных структур, своеобразных «штабов» отраслей, играющих роль посредников между частным сектором и государством и обладающих широкими возможностями по извлечению административной ренты. как будто про НОСТРОЙ , ФЗ-148

archmaster: maru пишет: как будто про НОСТРОЙ Это же было очевидно. Я об этом писал в своём анализе закона. Мне кажется, что, как это у нас водится, были определенные силы, оставшиеся после правления ЕБН, которые хотели исключить чиновничий аппарат из управления бизнесом, таким образом появился компрмиссный вариант Плескачевского о СРО. Но, чиновничий аппарат, как наиболее организованный и консолидированный, увидел возможность своей погибели и вовремя перехватил инициативу, в результате которой мы имеем то, что имеем - кормим их не только налогами, но и взносами.

maru: archmaster пишет: хотели исключить чиновничий аппарат из управления бизнесом тут заметен разный подход двух ведомств, смотри, авторы работали по заказу минэкономразвития, там более продвинутые сотрудники, теперь смотрим кем подработан ФЗ-148, минрегионом, там самые денежные товарищи Наверно стоит эту книгу по главав запустить на обсуждение и послать приглашения авторам этого труда, для повторного расмотрения ихнего труда вс свете СРОнизации по строительному. Примерно так я думаю. ЗЫ Труд свежий, наверно еще помнят о чем они писали


archmaster: maru пишет: послать приглашения авторам этого труда необходимо с ними завязать плотные контакты, это явно здравомыслящие люди.

maru: maru пишет: и не было приспособлено для обслуживания интересов отдельных рентоориентированных групп экономических агентов немного порылся в инете , таких слов ранее не знал вот что говорит ВИКИ Рентоориентированное поведение в экономике, представляет собой деятельность индивидуумов, организаций или фирм, направленную на получение выгод путём манипулирования законодательными или экономическими условиями, а не путём производства и продажи товаров или услуг. Часто выступает в виде узурпации прав на перераспределение государственных ресурсов. Данный термин восходит к понятию экономической ренты, но в современном контексте он, как правило, связывается с государственным регулированием и злоупотреблением властными полномочиями, есть еще определение Рентоориентированное поведение - поведение экономического субъекта, направленное на извлечение незаконной выгоды от положения агента в институциональной структуре общества Говорить про СРОнизацию в строительстве, не буду, она перед глазами и проведение 3 сьезда НОСТРОЯ по указанию одного, под руководством второго выглядит полной клоунадой, выборы от строителей для отпляски на сьезде "польку бабочку" в угоду некоторых индивудуумов в руководстве НОСТРОЯ и некоторых СРО.... если подумать ,то можно сказать что ФЗ-315 создан для придания "Рентоориентированному поведению" законности, может это бред Строитель зарабатывает , получает доход, но теперь он в СРОнизации вынужден платить 3 стороне которая ничего не делает а только может принуждать его к невыдаче допуска на работы.....

ded: maru пишет: что ФЗ-315 создан для придания "Рентоориентированному поведению" законности согласен на все сто, вот и обретает форму и четкое определение этого СРО-процесса с таким же определением каждому "экономическому агенту" (представителям всех сторон взаимоотношений) своего места с конкретным наименованием

maru: из ВИКИссылка С теоретической точки зрения, рентоориентированное поведение может приводить к возникновению значительного риска недобросовестного поведения (moral hazard). Если «покупка» благоприятного экономического окружения оказывается дешевле, нежели построение более эффективного производства, агенты будут выбирать первую возможность, получая доходы, не связанные с их вкладом в общественное благосостояние. Это приводит к неоптимальному распределению ресурсов, — затратам средств на лоббирование и контр-лоббирование, вместо вложений в исследования и разработки, улучшение бизнес-процессов, профессиональное развитие или дополнительные капитальные блага, — что, в конечном счете, тормозит экономический рост. как говорят иследователи этого процесса, к таким видам деятельности относится так же: - откат - передача заказов - передача подряда,субподряда ( и как бы, на этом поле, появившиеся генподрядчики в одном лице) думаю НОСТРОЙ и СРО в этой строчке

ben5101: maru пишет: - откат - передача заказов - передача подряда,субподряда ( и как бы, на этом поле, появившиеся генподрядчики в одном лице Всё это добро Государство слило в саморегулирование - делегировавало В.С.Котельников, докт. техн. наук, профессор, П.В.Кононов, А.В.Аникушин, В.В.Куприянов (ОАО "НТЦ "Промышленная безопасность") - Делегированное саморегулирование, при котором для осуществления профессиональной деятельности субъекты этой деятельности обязаны быть членами СРО. Сейчас, к таким СРО можно отнести СРО арбитражных управляющих, оценщиков, лиц, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации или строительство. Перечень этот должен вскоре пополниться СРО аудиторов и бухгалтеров. СРО в этом случае возникает как результат делегирования полномочий "сверху" государственными органами, где самоцелью является не саморегулирование, а внедрение с его помощью более высоких и жестких стандартов, как следствие, повышение качества услуг, авторитета СРО и его членов, а также привлекательности всей профессии (отрасли). Да только кое-что Государство и себе оставило Коррупция в Администрации Президента. http://www.s-pravdoy.ru/protiv-korrupcii/4960-2010-06-03-04-01-50.html Осталось Кремль в приказном порядке добровольно саморегулироваться, с вступительными взносами и страхованием. А взнос такой сделать, что бы у кого меньше 5 млрд. зелённых даже близко не подходил. Вот тут мы и увидим истинные доходы "наших" чиновников из офицерского состава Кремля.

ben5101: И что самое интересное, что всё чаще и чаще звучит слово ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ в замен САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ. Потому как все понимают, в том числе и сами адепты сро, что произошла просто приватизация государственной обязанности, так и услуги. Получается лицензирование-саморегулирование окунулось в рынок, только вот почему то не регулируемый. В одних сро 40000 т.р. в других 120000 рябчиков. А тут уже ФАС мне кажется теряет по сбору штрафов о завышении цен, по сути услуги то одни и те же. Скажут собрание так решило, ну правильно на стадии регистрации 3-10 человек решили: "Да будет так". Со страхованием вроде бы как дифференциация произошла, теперь надо думать Государство задумается и о членских попоборах, если конечно в перспективе думает охватить все слои участников строительного процесса.

maru: еще часть главы Разработка и одобрение стандартов деловой практики или технических требований к продукции или услугам выражаются, прежде всего, в формировании и принятии кодексов. Кодексы добровольного саморегулирования могут быть односторонними и с привлечением независимых третьих лиц. Существуют также формы кодексов добровольного саморегулирования с так назы-ваемой «печатью одобрения». Следует заметить, что факт ис-пользования переговоров при разработке кодекса поведения не означает, что третьи лица обязательно привлекаются к надзору за его исполнением в дальнейшем. С другой стороны, последнее время все более распространенной становится ситуация, когда кодекс разрабатывается отраслевым бизнесом самостоятельно, а к администрированию, прежде всего обеспечению исполнения кодекса и контролю, привлекаются независимые от отрасли лица и органы. На стадии разработки и принятия кодекса очень важ-ную роль играет взаимодействие отрасли, государства и других заинтересованных лиц. Составление и одобрение кодекса во мно-гом зависит от качества этих связей. Научно-технический про-гресс и интеграционно-глобализационные мировые процессы де-лают все более значимой роль международных научно-исследовательских и промышленных консорциумов в разработке высоких стандартов. Односторонние кодексы поведения (Unilateral codes of conduct) В развитых государствах стала обычной практика приня-тия компаниями дополнительных обязательств в одностороннем порядке, что подразумевает ограничение возможностей поведе-ния компании по отношению к потребителям. Мотивирующим фактором для соблюдения требований кодекса в данном случае является деловая репутация компании (например, кодексы в сфе-ре альтернативной и дополнительной медицины, строительства, рекламы и маркетинга в Internet в Великобритании). Односторонние кодексы поведения принимаются в ком-мерческих целях – для получения конкурентных преимуществ, демонстрации социальной ответственности компании, повыше-ния доверия к ней со стороны государства, потребителей, контр-агентов. При этом следование одностороннему кодексу поведе-ния, как правило, активно рекламируется компанией. Примеров применения внутренних односторонних кодек-сов достаточно в любой развитой стране. Наиболее часто подоб-ные кодексы встречаются в отраслях, в которых компании в це-лях долгосрочной конкурентоспособности борются за лояльность потребителей (компании директ-маркетинга, магазины потреби-тельских товаров, кредитные организации и банки, страховые компании, туристические агентства и т.д.). Кодексы поведения в отношении потребителей (Customer charters) Эта форма саморегулирования также подразумевает одно-стороннее принятие обязательств отдельной компанией. В дан-ном случае компании стараются охватить в кодексе все аспекты своих взаимоотношений с потребителями. Стремясь в полной мере отвечать запросам клиентов и используя при этом рекомен-дации потребителей по совершенствованию системы отношений с ними, компании могут принимать на себя дополнительные обя-зательства, например: • стандартизация основных аспектов взаимоотноше-ний с потребителями; • жестко определенная система штрафов за наруше-ние компанией стандартов поведения; • независимые проверки состояния компании; • широкое предоставление обществу информации о текущем состоянии компании. Использование подобных кодексов поведения помогает компаниям достигать эффективности работы обратной связи кли-ентов с компанией, лучше подстраиваться под современные тре-бования потребителей к качеству предоставляемых товаров или услуг. Пример кодекса поведения в отношении потребителей – кодекс одной из крупнейших австралийских страховых компаний «The Australian Associated Motor Insurers Limited». Он, в частно-сти, содержит следующие положения: • участие лиц, принимающих управленческие реше-ния, в рассмотрении претензий и разрешении спор-ных ситуаций (в случае если затронуты интересы потребителя); • простая система документирования, донесение ин-формации в понятной форме; • гарантия сохранения тайны в отношении личной информации; • бесплатное разрешение спорных ситуаций, простые процедуры разрешения споров; • штрафы в пользу потребителей в случае невыпол-нения компанией своих обещаний. Кодексы, разработанные с привлечением третьих лиц (Negotiated codes) В современном мире при разработке кодексов представ-ляется абсолютно необходимым привлечение третьих лиц – госу-дарственных организаций, потребительских ассоциаций. Привле-чение третьих лиц к созданию подобных кодексов помогает со-блюсти интересы всех групп, затрагиваемых положениями кодек-сов поведения.



полная версия страницы