Форум » Как нам обуСРОить Россию? » ПРИНЦИПЫ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ » Ответить

ПРИНЦИПЫ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

maru: Генеральный директор ЗАО «Фирма «Оценщик» Шогин В.А. (shogin@mail.ru) ПРИНЦИПЫ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В последнее время в Российской Федерации наметилась тенденция передачи контролирующих функций государства к так называемым «саморегулируемым организациям» - объединениям, основанным на членстве субъектов определенной профессиональной деятельности или определенной отрасли. Такое перераспределение уже осуществлено в отношении арбитражных управляющих, идут разговоры об оценщиках, аудиторах. Фактически ставится вопрос о допуске указанных лиц на рынок через обязательное членство в саморегулируемых организациях. В связи с этим весьма актуальным является определение принципов, на основании которых должны создаваться и функционировать саморегулируемые организации. Данной проблематике и посвящена настоящая статья. Для целей настоящей статьи, прежде всего, необходимо попытаться понять смысл термина «саморегулирование». По мнению автора, применительно к сфере услуг саморегулирование - это самостоятельное инициативное регулирование субъектами определенного вида услуг правил оказания услуг, их содержания и качества, а также дисциплинарной ответственности субъектов за их нарушение. Инициативное объединение может происходить при возникновении потребности субъектов определенного вида деятельности (профессии) в создании на рынке условий, препятствующих дискредитации в глазах потребителей услуг и государства данного вида предпринимательской деятельности, а также для создания условий, препятствующих возникновению недобросовестной конкуренции. Не вызывает сомнений, что такое саморегулирование соответствует интересам государства, поэтому с его стороны также могут предприниматься меры, способствующие подобным процессам объединения. В общем случае институт саморегулирования может существовать параллельно с контролирующими органами государства, а по желанию последнего контролирующие функции могут быть полностью переданными саморегулируемым организациям. Из смысла данного выше определения следует, что: • Саморегулирование в своей основе содержит инициативу субъектов того или иного вида деятельности (профессии) • Система саморегулирования может считаться таковой только при условии полного охвата ею всех субъектов того или иного вида деятельности (профессии). • С точки зрения саморегулирования высшей мерой ответственности субъектов саморегулирования перед сообществом может быть только исключение • Саморегулирование не может и не должно являться механизмом материальной ответственности субъектов саморегулирования перед потребителями их услуг. Для этого существуют иные способы, содержащиеся в нормах Гражданского кодекса РФ, и некоторых федеральных законах. • Субъекты саморегулирования, выполняющие при осуществлении своей деятельности установленные сообществом требования и правила, подлежат защите своих интересов сообществом Принцип – основание, правило, основа, от которой не отступают. Словарь Даля. Определение принципов, которым должна соответствовать любая саморегулируемая организация, возможно только на основании анализа правоотношений, которые могут возникать в рамках деятельности такой организации. Их перечень очевиден: 1. между СРО и государством 2. между СРО и потребителями услуг её членов 3. между СРО и её членами 4. между членами СРО 5. между различными СРО одноименной отрасли (профессии) 6. между СРО и средствами массовой информации Правоотношения между СРО и государством. У государства и у любой саморегулируемой организации имеются общие интересы - заинтересованность в развитии цивилизованного рынка. Так как в предпринимательстве существует большое количество видов деятельности (профессий), следует признать, что правила саморегулирования не могут быть универсальными для всех. В связи с этим следует отметить первый принцип СРО – принцип организации (объединения) по отраслевому или профессиональному признаку. Возможность создания различного рода объединений следует из Конституции РФ, поэтому можно говорить о втором принципе – принцип законности деятельности. Иными словами, деятельность саморегулируемых организаций не может противоречить действующему законодательству РФ. Государство может пойти на передачу саморегулируемым организациям функций контроля за субъектами той или иной деятельности только в случае, если эти организации смогут обеспечить объем, качество и периодичность проведения контроля на уровне не меньшем, чем обеспечивался государственными органами контроля. Таким образом, отмена государственного контроля возможна только при условии удовлетворения саморегулируемых организаций принципу соответствия минимальным требованиям к ним. Как было указано выше, саморегулирование является таковым только при полном охвате всех субъектов деятельности или профессии. Действительно, неуместно говорить о саморегулировании, если одной частью субъектов применяются какие-то правила деятельности, а для другой её части они значения не имеют. В такой ситуации мы находимся в настоящее время. Те объединения, которые уже существуют, на самом деле, могут считаться только общественными организациями и (или) некоммерческими объединениями. Из сказанного является очевидным, что система негосударственного регулирования может считаться системой саморегулирования, если она соответствует принципу обязательности членства. Вовлечение в процесс саморегулирования всех участников определенного вида деятельности и (или) профессии осуществимо только при условии: • доступности для рядовых членов органов управления СРО, • возможности влияния рядовых членов на органы управления СРО • возможности взаимного влияния членов СРО друг на друга Всё вышеперечисленное возможно только при условии их взаимной близости. Лишь при её наличии возможно полноценное взаимовлияние, читай, саморегулирование. Таким образом, одним из принципов организации СРО должен быть принцип территориального устройства. Это могли бы быть объединения в рамках области, округа, либо общероссийские объединения, включающие в себя территориальные филиалы (представительства). По-мнению автора, удачным примером такой структуры является структура, предлагаемая Российской коллегией оценщиков (РКО). Несомненным является то, что полноценное саморегулирование к-либо деятельности невозможно без полноценного влияния саморегулируемых организаций на законодательный процесс. Действительно, кто лучше таких организаций знает о существующих проблемах в их сферах деятельности и путях их решения? Никто. Следовательно, у таких организаций должно быть право если не на законодательную инициативу (не предусмотрено Конституцией), то хотя бы на проведение экспертизы законопроектов, затрагивающих сферы интересов её членов. Таким образом, государство по отношению к системам саморегулирования должно соблюдать принцип вовлеченности саморегулируемых организаций в законодательный процесс. Только при его наличии и соблюдении возможно полноценное взаимное доверие между государством и СРО. Государство должно обеспечивать на своей территории единство экономического пространства и правоприменения. Исходя из этого, оно заинтересовано, чтобы саморегулируемые организации в свою очередь обеспечивали в отношении своих членов их равенство перед законом и внутренними правилами организации, а в отношении потребителей их услуг – обязательность рассмотрения обращений последних в СРО. Кстати, в качестве потребителя может быть и само государство. Исходя из этого, можно говорить о принципе равенства членов и о принципе обязательности реагирования на внешние обращения. Государство в любом случае должно обеспечить себе возможность контроля выполнения саморегулируемыми организациями требований действующего законодательства. Государством могут быть установлены требования по публичному (или иному) раскрытию определенного рода информации. Исходя из этого, любое СРО должно соответствовать принципу открытости. С учетом того, что саморегулируемая организация должна обеспечить реагирование на внешние обращения, было бы правильным неучастие государства в той или иной форме, а равно и потребителей услуг членов СРО, в деятельности любой саморегулируемой организации. Это значит, что представители государства и потребителей не должны входить в выборные органы управления СРО. Это исключит коррупционное сращивание функционеров СРО с функционерами государства, и тем самым, будет способствовать возникновению здоровой среды саморегулирования. Любые вопросы, которые волнуют государство и потребителей, могут быть решены путем направления запросов и предложений в СРО. Не реагировать на них СРО не имеет права. Исходя из этого, СРО должны соответствовать принципу независимости или по-другому, принципу неучастия государства и потребителей в органах управления СРО. Система саморегулирования любого вида деятельности не должна вовлекаться к-либо силами в политические процессы государства. Отсюда следует принцип отстраненности от политической деятельности.

Ответов - 1

ded: незнаю куда приткнуть инфу из К+ МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 15 апреля 2010 г. N 71-рп Считать не подлежащим применению План проведения проверок деятельности саморегулируемых организаций Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденный и.о. руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Б.А. Красных 4 февраля 2010 года. Руководитель Н.Г.КУТЬИН



полная версия страницы