Форум » Как нам обуСРОить Россию? » Особенности строительного рынка » Ответить

Особенности строительного рынка

maru: Особенности строительного рынка http://www.stroitdelo.ru/osobennosti-stroitelnogo-rynka.html Реализация рыночных отношений в строительном комплексе имеет особенности, общие для всех отраслей капитального строительства: с одной стороны, привязка к земле, сравнительно длительные сроки создания, большие единовременные затраты капитальных вложений и т.п., с другой — особенности, связанные со спецификой вида (отрасли) строительной деятельности. Имеется в виду, что строительно-монтажные организации, занятые в жилищно-гражданском строительстве, функционируют в основном на региональных (местных) рынках, в то время как занятые в производственном строительстве (особенно в нефтегазодобывающей промышленности, транспорте, энергетике и т.п.) работают как на территории региона, так и на территории субъектов РФ. Такой режим характерен для узкоспециализированных строительно-монтажных организаций. Что же касается промышленности строительных материалов (не местных), производства строительных машин и механизмов, технологического оборудования, то здесь рынок имеет межрегиональный ареал своей деятельности. Вместе с тем, переход к рынку в строительстве имеет свои серьезные трудности, обусловленные общим кризисным состоянием экономики народного хозяйства (инвестиционный спад, инфляция, сокращение численности кадров и др.). Строительный рынок представляет собой открытую организационно-хозяйственную систему: в условиях действия товарно-денежных отношений субъекты рынка (инвесторы, заказчики, подрядчики, проектные организации, предприятия промышленности строительных материалов и др.) реализуют свои взаимные экономические интересы. Строительный рынок как система включает: а) субъекты (элементы) строительного рынка; б) объекты (предметы) рыночных отношений; в) инфраструктуру рынка строительного комплекса; г) рыночный механизм; д) государственный контроль, регулирование и саморегулирование рынка. В свою очередь, субъектами (элементами) строительного рынка считаются: инвесторы, заказчики, подрядчики, проектно-изыскательские организации, научно-исследовательские институты, предприятия промышленности строительных материалов, изделий и конструкций, предприятия строительного и дорожного машиностроения, предприятия (завода) — изготовители технологического, энергетического и другого оборудования, население. Объектами (предметами) рыночных отношений являются: строительная продукция (здания, сооружения, объекты, их комплексы и др.); строительные машины, транспортные средства, энергетическое, технологическое и другое оборудование; материалы, изделия, конструкции; капитал; рабочая сила; информация и т.д. Движущей силой рыночного механизма остается наличие спроса и предложения. Государство устанавливает и регулирует институциональные зависимости субъектов строительного рынка и его инфраструктуры на основе налоговых обязательств, субвенций, антимонопольных мер, амортизационных отчислений и т.д. Государственный контроль в сфере строительного рынка предполагает выделение инвестиционного (строительного) бизнеса в специальную область хозяйственного законодательства и административного надзора. ГК РФ (гл. 37, ч. II) не отвечает указанным требованиям. Саморегулирование процессов рыночных отношений осуществляется посредством работы бирж, тендерных торгов, представляющих собой аукционы по купле-продаже инвестиционных ресурсов, строительной продукции, ценных бумаг, где цены формируются по закону спроса и предложения. При этом экономическая ответственность сторон отражается в хозяйственных и подрядных договорах, контрактах, соглашениях о намерениях и т.д. Рыночная структура сложнее и многограннее плановой системы. Все субъекты строительного рынка и элементы его инфраструктуры находятся во взаимной связи и взаимоотношениях. Рынок строительного комплекса сможет эффективно функционировать только при наличии развитой информационной системы, обслуживающей этот рынок. Потребность в разработке подобной системы остро ощущается в секторе материально-технического обеспечения строительства. После слома старой базы материально-технического обеспечения и образования новых коммерческих структур того же назначения оперативные данные о ресурсах и продукции строительного комплекса в полном объеме (т.е. в количестве, номенклатуре, ценах, потребительских и технологических свойствах и т.п.) оказались недоступными ни органам управления в Российской Федерации, ни ее субъектам, ни регионам, ни предприятиям. Отсюда видна актуальность создания информационной системы строительного рынка России, максимально воспринимающей и оперативно отражающей широкую номенклатуру производимых и потребляемых строительных материалов, изделий, конструкций, строительных машин и механизмов, учитывающей спрос и предложение на проектную и строительную продукцию и т.д. Главными задачами информационной системы строительного рынка являются следующие: * знание потребностей в строительной продукции на местах со стороны возможных заказчиков (инвесторов); * создание соответствующего банка данных; * владение информацией о текущих производственных возможностях строительно-монтажных организаций, специфике выполняемых ими работ, загрузке, стоимости (ценах) выполняемых ими работ (банк данных по строительно-монтажным организациям); * владение информацией о текущих возможностях проектных и изыскательских организаций, о стоимости (ценах) проектных работ (банк проектно-изыскательских организаций); * владение информацией об объемах, номенклатуре, качестве, ценах выпускаемых строительных материалов, изделий и конструкций (банк предприятий промышленности строительных материалов); * владение информацией по рынку строительных машин и механизмов; * владение информацией по рынку труда в строительстве; * владение информацией по инвестиционным проектам, обладающим коммерческой состоятельностью; * взаимосвязь с рынком недвижимости; * создание в центре и на местах условий для проведения тендеров (торгов) по проектам, финансовым (инвестиционным) ресурсам, строительным материалам, машинам, механизмам, строительной продукции; * взаимодействие с центральными ведомствами — Минэкономикой, Госстроем, Минфином РФ и др., а также с местными административными органами. Предполагается, что организационно-информационная система строительного рынка могла бы быть оформлена в регионах и субъектах РФ в виде акционерных обществ, а в центре (в Москве) — в виде российской ассоциации этих региональных акционерных обществ. Таким образом, организационная структура строительного рынка видится в первую очередь не как производственная структура, а как орган, предлагающий информационные услуги в области строительной деятельности. Этим новым организационным структурам предстоит найти формы экономического сотрудничества с местными и центральными административными органами, коммерческими структурами, банками и др., что позволило бы выработать целесообразную и эффективную инвестиционную политику в субъектах РФ, способствовало бы развитию ипотечного дела на местах. Информационная система строительного рынка в каждом регионе (например, Центральном, Центрально-Черноземном, Уральском, Западно-Сибирском и др.), а также в субъектах рф — областях, республиках — может иметь свои особенности. Например, сосредоточение на каком-либо секторе строительных работ: жилищном и социально-культурно-бытовом строительстве, отраслях производственного строительства и т.п. Следует подчеркнуть, что в настоящее время в лучшем положении находится информация по рынку строительства жилья и проектных работ в связи с ним. Это положение касается в первую очередь крупных центров, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, в которых сосредоточен основной капитал. Для активизации рынка подрядных работ необходимо: 1) ужесточение контроля за расходованием государственных инвестиций. Эта работа должна базироваться на следующих основных принципах: а) сочетание бюджетных инвестиций с инновациями; б) инвестирование приоритетных объектов; в) обеспечение быстрой окупаемости инвестиций; г) экономическая заинтересованность и персональная ответственность за срыв сроков строительства и ввода государственных объектов в эксплуатацию; 2) переработка налоговой системы в сфере строительной деятельности; 3) увеличение налоговой ставки за незавершенное строительство в составе имущества предприятия; 4) привлечение в более широких масштабах амортизационных отчислений предприятий и организаций, а также других источников финансирования капитальных вложений, в частности средств населения; 5) активное введение в действие Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», обеспечивающего эффективное включение в инвестиционный оборот дорогостоящего недвижимого имущества юридических и физических лиц. Исходя из изложенного, можно сформулировать следующие основные мероприятия, реализация которых позволила бы вывести строительный комплекс из критического состояния. К таким мероприятиям относятся: переход к реальной структурной реформе в национальной экономике, осуществление селективной инвестиционной политики, направленной на преодоление существующих негативных структурных изменений. Важное значение имеет создание финансово-промышленных групп (ФПГ), включающих в себя строительные подразделения. ФПГ должны, с одной стороны, способствовать разукрупнению ряда нынешних акционерных обществ, ставших монополистами, а с другой — поглотить некоторые АО и концерны, такие как АО «Росюгстрой», АО «Росвостокстрой», АО «Росуралсибстрой» и т.п. как структуры, изменившие свою форму собственности с государственной на акционерную, но законсервировавшие прежнее содержание хозяйственно-экономических взаимоотношений с заказчиками (последние осуществляют авансирование строительно-монтажных работ, а не оплату законченных строителями и сданных заказчику объектов). Строительные организации в составе ФПГ получили бы большую финансовую устойчивость, став более ответственными за свою продукцию перед заказчиками как ее продавцы. Эти финансово-промышленные образования, включающие в свой состав банки, строительные организации, промышленные предприятия, страховые компании, могли бы совместно с другими институциональными изменениями в экономике способствовать совершенствованию инвестиционной обстановки в стране, обеспечить стабилизацию хозяйственных связей, ослабить волны неплатежей, сформировать внутреннюю конкурентную среду, развить рынок подрядных работ в России. Текущие меры государства по нормализации строительной деятельности в России должны включать селективную санацию и поддержку тех строительных организаций, предприятий промышленности строительных материалов, а также проектно-изыскательских организаций, которые могут составлять основу качественно нового облика строительного комплекса в перспективе, сохранять достаточно высокий потенциал крупных государственных проектно-изыскательских и строительно-монтажных организаций. Таким образом, в строительном комплексе заложены объективные предпосылки для эффективной работы в рыночных условиях, и обусловлены они постоянной потребностью в строительной продукции и особенно в социальной сфере (даже в условиях спада инвестиционной активности). Рыночная экономика, как показывает зарубежный опыт, позволяет превратить строительство в один из наиболее рентабельных секторов национальной экономики.

Ответов - 7

maru: Можно смотреть на строительное дело не через призму СРО, фантик дал, все в отрасле заработало. Есть другой взгляд на развитие строительной отрасли, СРОнизация в нем не предусмотрена, она тут лишняя. Под саморегулированием отрасли подразумевается работа рыночных институтов, конкуренция в строительстве достаточно высокая. Конкуренция отражает связь между производством и реализацией продукта. Эта связь является причинно-следственным, существенным, необходимым и повторяющимся, то есть объективным экономическим законом. Закон конкуренции отображено причинно-следственная связь между возможностями создать продукт, нужный потребителям, и возможностями реализовать его с выгодой прежде всего для покупателя, а потом уже для производителя.

Секретариат: Закон конкуренции отображено причинно-следственная связь между возможностями создать продукт, нужный потребителям, и возможностями реализовать его с выгодой прежде всего для покупателя Когда потребителем в кризисное время становится по большей части госзаказчик - нарушается эта базовая причинно-следственная связь, жизненно важная для любого рынка. Это - одна из причин, почему саморегулирование в строительной сфере пошло в полный негатив: неудачно выбранное для отмены лицензирования время. Надо было начинать не в глубоком дауне кризиса, а на подъеме отрасли. Тогда были бы шансы поймать какой-то позитив и репутационную составляющую саморегулирования, и то при соблюдении определенных условий, которые изначально были грубо нарушены.

maru: Секретариат пишет: Когда потребителем в кризисное время становится по большей части госзаказчик - нарушается эта базовая причинно-следственная связь, жизненно важная для любого рынка. который проглотит все что угодно, главное вовремя потратить деньги а самому не влипнуть под криминальное дело. Тут братья юристы свой хлеб отрабатывают со знанием, торги прошли с соблюдением закона


maru: maru пишет: При этом экономическая ответственность сторон отражается в хозяйственных и подрядных договорах, контрактах, соглашениях о намерениях и т.д. а тут придумали КФ и отрапортавались, все проблема решена, отвечают деньги других членов.

Сан Саныч: Секретариат пишет: Когда потребителем в кризисное время становится по большей части госзаказчик - нарушается эта базовая причинно-следственная связь, жизненно важная для любого рынка. Причинно-следственные связи никогда не нарушаются. Они существуют сами по себе. Даже в Ваших словах есть та самая связь: кризис(причина) - основной потребитель-госзакаказчик(следствие)

maru: maru пишет: Текущие меры государства по нормализации строительной деятельности в России должны включать селективную санацию и поддержку Селективная , т.е. выборочная...( не для всех а для некоторых) Санация , лечение ... ( кто здоров ему не надо) Подддержка , (она и в Африке поддержка...) Что сделала сронизация по ФЗ 315 в нормализации строительной отрасли? Селективная (кому это не по карману, тот пролетел) Санация ( кто здоров, его убрали, кто дохлый тот купил билет , допуск) Поддержка, в ее понимании отсутствует...

Галя Г.: maru цитирует: селективную санацию Термины то какие...Это что, к нам относятся, как к каким-то микробам?



полная версия страницы