Форум » Запросы Минэкономразвития и прочих ведомств » ЗАКЛЮЧЕНИЕ по внесение ряда изменений в статью 48.1 Кодекса » Ответить

ЗАКЛЮЧЕНИЕ по внесение ряда изменений в статью 48.1 Кодекса

maru: ЗАКЛЮЧЕНИЕ об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 (далее – Регламент), рассмотрело проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» (далее соответственно – законопроект, Кодекс) и по результатам проведения процедуры оценки регулирующего воздействия сообщает следующее. I. Законопроект предусматривает внесение ряда изменений в статью 48.1 Кодекса, которая устанавливает перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» установлено, что государственная экспертиза проектной документации указанных объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для таких объектов, организуется и проводится государственным учреждением, подведомственным Минрегиону России, то есть на федеральном уровне. Для большинства иных объектов государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий проводится уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными этим органам государственными учреждениями. В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здания и сооружения идентифицируются по одному из уровней ответственности (повышенный, нормальный и пониженный). Согласно пункту 7 статьи 16 указанного Технического регламента расчеты, обосновывающие безопасность принятых конструктивных решений здания или сооружения, должны быть проведены с учетом уровня ответственности проектируемого здания или сооружения по установленным коэффициентам (1,1; 1,0; 0,8, соответственно). Здания и сооружения, относимые законопроектом к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам, тем самым отнесены к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности, для которых Техническим регламентом предусмотрены дополнительные расчеты. Таким образом, законопроект затрагивает регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к процессам проектирования (включая изыскания) и строительства. II. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, он направлен на оптимизацию перечня критериев отнесения объектов капитального строительства к категории особо опасных, технически сложных и уникальных, которая позволит снять избыточные административные барьеры при реализации инвестиционных проектов в строительстве за счет снижения временных и финансовых затрат при проведении государственной экспертизы проектной документации и осуществлении государственного строительного надзора. Предлагаемые изменения отчасти позволяют достичь заявленную цель правового регулирования, так как в случае принятия законопроекта государственная экспертиза проектной документации ряда объектов капитального строительства, не подпадающих под уточненные критерии, равно как и государственный строительный надзор в отношении таких объектов будут осуществляться на региональном, а не федеральном уровне, что сократит временные и материальные затраты субъектов предпринимательской деятельности. III. В то же время, по мнению Минэкономразвития России, ряд предлагаемых изменений противоречит заявленным целям правового регулирования и может привести к необоснованным расходам субъектов предпринимательской и иной деятельности. 1. Законопроектом предлагается отнести к особо опасным и технически сложным объектам автомобильные дороги федерального значения. Согласно пояснительной записке к законопроекту, указанные дороги обеспечивают транспортную безопасность Российской Федерации, и поэтому требуют повышенных мер обеспечения безопасности. Кроме того, автомобильные дороги федерального значения отнесены действующей редакцией Кодекса к объектам, государственная экспертиза проектной документации которых проводится на федеральном уровне, в связи с чем, по мнению разработчика законопроекта, предлагаемое нововведение восстанавливает логику правового регулирования. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, регионального или межмуниципального значения, местного значения, а также частные автомобильные дороги. В зависимости от вида разрешенного использования автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. Отнесение автомобильных дорог к дорогам федерального значения происходит по ряду критериев, ни один из которых не касается транспортно-эксплуатационных характеристик дорог. Классификация автомобильных дорог в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик, предусмотренная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации», не выделяет такого вида дорог как автомобильные дороги федерального значения. Таким образом, не существует нормативно закрепленных оснований и, как показали консультации Минэкономразвития России с субъектами предпринимательской деятельности, соответствующей практики строительства автомобильных дорог федерального значения по технологии, отличающейся от строительства автомобильных дорог, например, регионального значения. В этой связи, а также принимая во внимание, что государственная экспертиза проектной документации и государственный строительный надзор в отношении рассматриваемых дорог уже осуществляются на федеральном уровне, предлагаемое регулирование практически не позволит повысить безопасность автомобильных дорог федерального значения. а) В случае принятия рассматриваемого предложения такое повышение возможно лишь при реализации предусмотренного Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Технический регламент) механизма присвоения зданиям и сооружениям соответствующего уровня ответственности. В частности, согласно части 1 статьи 4 Технического регламента здания и сооружения идентифицируются по такому признаку, как уровень ответственности. Частью 8 указанной статьи установлено, что здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Кодексом к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам относятся к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности. В соответствии с частью 7 статьи 16 Технического регламента расчеты, обосновывающие безопасность принятых конструктивных решений здания или сооружения, должны быть проведены с учетом уровня ответственности проектируемого здания или сооружения. С этой целью расчетные значения усилий в элементах строительных конструкций и основании здания или сооружения должны быть определены с учетом коэффициента надежности по ответственности, принятое значение которого не должно быть ниже 1,1 в отношении здания и сооружения повышенного уровня ответственности. Применение данного коэффициента при расчете проектируемых характеристик автомобильной дороги и искусственных сооружений приведет к эквивалентному повышению трудозатрат и затрат материалов, причем, как отмечают эксперты, при строительстве искусственных сооружений затраты возрастут непропорционально больше. В 2009 г. в Российской Федерации было построено 1159,2 км автомобильных дорог федерального значения при средней стоимости строительства 1 км дороги 3 600 000 000 руб. При сохранении данных объемов строительства автомобильных дорог федерального значения совокупный рост расходов бюджетной системы Российской Федерации и субъектов предпринимательской деятельности, принимающих участи в строительстве рассматриваемых дорог, может составить 417 312 000 000 руб. в год. При этом, как отмечают эксперты и участники рынка, предлагаемая мера не будет эффективной в связи с тем, что существующие на сегодняшний день нормы строительства автомобильных дорог (как федерального, так и местного значения) уже позволяют строить дороги должного качества, то есть основной причиной аварийного состояния ряда автомобильных дорог не являются закладываемые в проектной документации низкие технические характеристики каких бы то ни было элементов дороги. б) Рассматриваемое нововведение, не позволяя достичь заявленной цели правового регулирования, приведет к необоснованным расходам субъектов предпринимательской деятельности и в части получения права на выполнение работ, связанных с дорожным строительством. Так, ряд работ, выполняемых при строительстве автомобильных дорог, входит в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624 (далее – Перечень). Для получения свидетельства о допуске к таким видам работ субъекту предпринимательской деятельности необходимо вступить в саморегулируемую организацию, выдающую свидетельства о допуске к работам, которые он намерен выполнять (далее – свидетельство о допуске). Минимальные требования к выдаче свидетельств о допуске установлены частью 8 статьи 55.5 Кодекса и включают в себя требования к количеству работников организации (предпринимателя), обладающих образованием соответствующего уровня и профиля, а также требование повышения не реже чем один раз в пять лет квалификации указанными работниками с проведением аттестации. В случае выполнения вышеназванных работ на особо опасных и технически сложных объектах, перечисленных в статье 48.1 Кодекса, организация (предприниматель) должна соответствовать требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 48 (далее – постановление № 48), которые значительно превышают минимальные требования, установленные Кодексом. Среди прочих, это требование относится к количеству сотрудников, состоящих в штате дорожно-строительной организации. Так, для выполнения работ по строительству автомобильных дорог организация должна будет получить свидетельство о допуске к ряду видов работ из следующих групп видов работ раздела III Перечня: «1. Геодезические работы, выполняемые на строительных площадках», «2. Подготовительные работы», «3. Земляные работы» и «25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов». В частности, это: «разбивочные работы в процессе строительства», «геодезический контроль точности геометрических параметров зданий и сооружений», «строительство временных: дорог; площадок; инженерных сетей и сооружений», «механизированная разработка грунта», «разработка грунта методом гидромеханизации», «уплотнение грунта катками, грунтоуплотняющими машинами или тяжелыми трамбовками», «работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвод», «работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек», «устройство оснований автомобильных дорог», «устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами», «устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств», «устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог», «устройство разметки проезжей части автомобильных дорог». Необходимыми являются не менее 11 видов работ, зачастую требуются все 13. Исходя из требований постановления № 48, дорожно-строительная фирма для получения свидетельства о допуске должна будет иметь в своем штате: 3 руководителей, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области строительства не менее 5 лет; 30 специалистов производственно-технических, энергомеханических, контрольных и других технических служб и подразделений, имеющих высшее (техническое) образование или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в области строительства не менее 5 лет; 20 работников, занимающих должности руководителей структурных подразделений, имеющих высшее профессиональное (техническое) образование или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в области строительства не менее 5 лет, а также 98 рабочих основных профессий, имеющих квалификационный разряд не ниже 4-го разряда и стаж работы в области строительства не менее 3 лет. Итого: 151 работник. То есть дорожно-строительная фирма должна будет иметь в штате в 50 раз больше сотрудников, чем она обязана иметь в настоящее время согласно минимальным требованиям, установленным статьей 55.5 Кодекса. В случае получения свидетельства о допуске к работам по организации строительства автомобильных дорог (вид работ 33.2.1), требования к кадровому составу еще более возрастут. Средняя заработная плата в сфере строительства в 2009 г. по данным Росстата составила 18 122 руб., при этом совокупные взносы в государственные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ФФОМС, ТФОМС) составляют 34%. В настоящее время порядка 9 тыс. дорожно-строительных компаний в состоянии осуществлять строительство автомобильных дорог федерального значения. Средняя численность работников дорожно-строительной организации составляет около 35 человек. Таким образом, дополнительные финансовые затраты для функционирующих в России дорожно-строительных фирм, имеющих право осуществлять строительство автомобильных дорог федерального значения, необходимые для приведения их кадрового состава в соответствие с новыми требованиями, могут составить около 25 352 000 000 руб. в месяц или 304 224 000 000 руб. в год. При этом указанные затраты необходимы лишь для получения права, но не для самого выполнения строительных работ на автомобильных дорогах федерального значения. Как было указано выше, строительство автомобильных дорог федерального значения технологически не отличается от строительства дорог регионального, межмуниципального и др. значения, что делает предлагаемое нововведение необоснованным с точки зрения возможности достижения целей правового регулирования и нецелесообразным с точки зрения чрезмерных затрат для бюджетной системы Российской Федерации и субъектов предпринимательской деятельности. 2. Законопроект предусматривает внесение изменений в пункт 11 части 1 статьи 48.1 Кодекса, которым определяются опасные производственные объекты, относимые к особо опасным и технически сложным объектам. Данные изменения, как указано в пояснительной записке к законопроекту, усиливают простоту восприятия. Однако, по мнению Минэкономразвития России и ряда субъектов предпринимательской и иной деятельности, изменение наименования пункта 11 части 1 статьи 48.1 Кодекса, а также редакции подпункта 1 данного пункта, приведет к возможности расширительного толкования понятий «опасные производственные объекты» и «опасные вещества» при отнесении опасных производственных объектов к особо опасным и технически сложным. Так, предлагается изложить наименование пункта «опасные производственные объекты, на которых:» в новой редакции: «опасные производственные объекты, определяемые в соответствии с законодательством о промышленной безопасности, на которых:». При этом перечень таких объектов, приводимый в статье 48.1 Кодекса отличается от перечня, установленного Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ), что приводит к возможности расширительного толкования понятия «опасные производственные объекты», используемого в статье 48.1 Кодекса, за счет ряда объектов, указанных в Приложении 1 к Закону № 116-ФЗ. Из подпункта «а» рассматриваемого пункта, относящего к опасным производственным объектам объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельные, предлагается исключить ссылку на Закон № 116-ФЗ, которым определяются такие вещества и их предельные количества. Данное изменение приведет к возможности расширительного толкования понятия «опасные вещества». 3. Законопроектом предлагается новая редакция пункта 3 части 1 статьи 48.1 Кодекса, который в текущей редакции относит к особо опасным и технически сложным объектам «сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи». Новая редакция пункта 3 относит к таким объектам «сооружения связи высотой 75 метров и выше и (или) заглублением подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 5 метров». Как указывается в пояснительной записке, данное предложение позволит исключить из категории особо опасных и технически сложных объектов линейно-кабельные сооружения связи, прокладываемые на глубине до 5 метров, а также вышки сотовой связи высотой до 75 метров, строительство которых осуществляется в большом количестве и которые не являются объектами повышенной опасности. Данная аргументация представляется неясной по следующим основаниям. В текущей редакции рассматриваемого пункта статьи 48.1 Кодекса говорится о сооружениях связи, являющихся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи. Статьей 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» особо опасные, технически сложные сооружения связи определены, как сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от семидесяти пяти до ста метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров. Таким образом, проблема, на решение которой направлено новое правовое регулирование, уже решена. Соответствующие изменения в Кодекс были внесены Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 314-ФЗ «О внесении изменений в статью 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации». В то же время предлагаемая редакция подпункта статьи 48.1 Кодекса, касающегося сооружений связи, создает неопределенность при отнесении объектов к особо опасным и технически сложным или уникальным. Так, согласно части 2 статьи 48.1 Кодекса к уникальным объектам относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена высота более чем 100 метров или заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 метров. Предлагаемая формулировка пункта 3 перечня особо опасных и технически сложных объектов статьи 1 законопроекта – «сооружения связи высотой 75 метров и выше и (или) заглублением подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 5 метров» – не позволяет однозначно отнести сооружения связи, например, высотой 101 метр или заглублением подземной части ниже планировочной отметки земли на 11 метров к особо опасным и технически сложным либо к уникальным. Дополнительно следует отметить, что по сообщениям представителей субъектов предпринимательской деятельности, они сталкиваются с неоднозначной трактовкой понятия «заглубление» Минрегионом России и подведомственным ему государственным учреждением, осуществляющим государственную экспертизу проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для таких объектов. Так, ФГУ «Главгосэкспертиза России» определяет заглубление как «разность планировочной отметки земли и отметки пола наиболее заглубленного помещения объекта», в то время, как Минрегион России нижним уровнем объекта капитального строительства считает не пол, а нижнюю точку фундамента. В ряде случаев подобное расхождение принципиально. В частности, толщина фундаментной плиты высотного здания может составлять 5 м. Учитывая, что законопроект направлен на устранение административных барьеров для субъектов предпринимательской деятельности за счет перевода госэкспертизы проектной документации ряда объектов капитального строительства с федерального уровня на региональный, уточнение редакции статьи 48.1 Кодекса в части конкретизации понятия «заглубление», по мнению Минэкономразвития России, значительно способствовало бы достижению цели нормотворчества, не приводя по сути к дополнительному правовому регулированию. 4. Законопроектом предлагается относить к уникальным объекты, для проектирования которых требуется разработка специальных технических условий (далее – СТУ) в соответствии с Техническим регламентом. Таким образом, проектная документация, разработанная на основе СТУ, должна будет согласовываться на федеральном уровне. Согласно пояснительной записке к законопроекту, случаи, когда требуется разработка СТУ, уникальны, что определяет уникальность соответствующего объекта капитального строительства. В соответствии с частью 8 статьи 6 Технического регламента разработка и согласование СТУ осуществляются в случаях: – если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных национальными стандартами и сводами правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений; – недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил; – требования к надежности и безопасности не установлены. Порядок разработки и согласования СТУ для разработки проектной документации на объект капитального строительства утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 апреля 2008 г. № 36. Согласование СТУ проводится Минрегионом России. По информации, представленной на официальном сайте Минрегиона России, в 2008 г. было согласовано порядка 230 СТУ, в 2009 г. – 340 г. Указанные цифры позволяют предположить, что разработка и согласование СТУ действительно проводится в отношении уникальных объектов. В то же время, участники рынка указывают, что в отсутствие актуализированных национальных стандартов и сводов правил, а также в сложившихся условиях ведения строительства (плотная городская застройка) организации (предприниматели) зачастую вынуждены принимать решение о разработке СТУ в отношении рядовых объектов. Данный процесс связан не с уникальностью строящихся объектов. Таким образом, СТУ могут разрабатываться в отношении практически всех объектов, государственная экспертиза проектной документации которых в настоящее время проводится в установленном порядке на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случае внесения предлагаемых изменений в Кодекс государственная экспертиза проектной документации, подготовленной на основании требований СТУ, должна будет проводиться на федеральном уровне, что создаст дополнительные трудности субъектам предпринимательской деятельности. Кроме того, в случае отнесения объектов, для проектирования которых требуется разработка СТУ, к уникальным объектам, при проведении расчетов, обосновывающих безопасность принятых конструктивных решений, должно быть принято соответствующее значение коэффициента надежности как для зданий и сооружений повышенного уровня ответственности – не ниже 1,1. В этой связи можно прогнозировать эквивалентное увеличение расхода строительных материалов и трудозатрат. IV. На основании вышеизложенного необходимо заключить, что законопроект содержит положения, вводящие избыточные административные ограничения для субъектов предпринимательской деятельности, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности и бюджетной системы Российской Федерации. В рамках оценки регулирующего воздействия были проведены публичные консультации с представителями предпринимательского сообщества и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Справка о результатах публичных консультаций прилагается. Дополнительно сообщаем, что законопроект нуждается в юридико-технической правке: требуют уточнения наименование Федерального закона № 384-ФЗ, а также дата вступления в силу представленного законопроекта. Также, обращаем внимание, что письмами от 8 декабря 2010 г. № 41327-ВТ/11 и от 13 декабря 2010 г. № 41936-ВТ/11 Минрегионом России были представлены проекты федеральных законов «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленные на развитие негосударственной экспертизы проектной документации, каждым из которых предусматривалось признание утратившей силу статьи 48.1 Кодекса, в которую рассматриваемым законопроектом вносятся изменения. http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/2d66fa8045fdd7899380ff293491a18d/zakl.doc?MOD=AJPERES&CACHEID=2d66fa8045fdd7899380ff293491a18d

Ответов - 1

maru: maru пишет: 1. Законопроектом предлагается отнести к особо опасным и технически сложным объектам автомобильные дороги федерального значения. у Басина объемы работ забирают, на эти работы он хотел положить свою лапу... В настоящее время порядка 9 тыс. дорожно-строительных компаний в состоянии осуществлять строительство автомобильных дорог федерального значения. Средняя численность работников дорожно-строительной организации составляет около 35 человек. Таким образом, дополнительные финансовые затраты для функционирующих в России дорожно-строительных фирм, имеющих право осуществлять строительство автомобильных дорог федерального значения, необходимые для приведения их кадрового состава в соответствие с новыми требованиями, могут составить около 25 352 000 000 руб. в месяц или 304 224 000 000 руб. в год. При этом указанные затраты необходимы лишь для получения права, но не для самого выполнения строительных работ на автомобильных дорогах федерального значения. информацию на ЖЖ разбросаю



полная версия страницы