Форум » Беседка » Эрик Райнерт: Реформирование России: раунд третий. Соревнование или сравнительное преимущество? » Ответить

Эрик Райнерт: Реформирование России: раунд третий. Соревнование или сравнительное преимущество?

maru: ссылкаОсновное противоречие экономики проистекает из роли свободной торговли, основанной на идее Дэвида Рикардо о сравнительном преимуществе: каждое государство должно специализироваться на том, в производстве чего оно достигло относительно высоких результатов. Исторически альтернативой свободной торговле было соревнование, "копирование с целью совершенствования". Исторически успешные стратегии - начиная с Англии в 1485 году, России при Петре Великом и Соединенных Штатов после 1820 года - изначально были основаны именно на соревновании. Свободная торговля - это в определенном смысле роскошь, которую страны позволяют себе лишь тогда, когда им уже удалось развить промышленность, способную создать международную конкуренцию и передовую сферу услуг. 4 октября 1957 года, запустив в космос первый спутник, Советский Союз вызвал у западного мира так называемый спутниковый шок. Давайте на секунду представим, что на следующее утро советский посол в Соединенных Штатах появляется в Белом доме перед президентом Эйзенхауэром со следующим предложением: "Мы в Советском Союзе читали торговую теорию Дэвида Рикардо. В настоящее время в сельском хозяйстве Советского Союза имеют место неурожаи, в то время как сельское хозяйство США - самое эффективное в мире. Благодаря вчерашнему успешному запуску спутника стало очевидно, что у США есть сравнительное преимущество в сельском хозяйстве, а у Советского Союза - в сфере высоких технологий, например в космических полетах. Согласно вашей экономической теории, США должны специализироваться на сельском хозяйстве и законсервировать свою деятельность в сфере высоких технологий, предоставив Советскому Союзу заниматься ими. Таким образом, обе страны будут пожинать плоды свободной торговли". [more]В ходе этой воображаемой встречи президенту Эйзенхауэру пришлось бы либо выбрать свободную торговлю и забыть о высоких технологиях, либо попытаться повторить успех Советского Союза в космических полетах. Мы знаем, что выбрали США: огромные деньги были потрачены на космическую программу соревнования с Советским Союзом - программу имитации для достижения превосходства. Стратегии соревнования в то время следовали и другие успешные страны. "Сравнительное преимущество" - идея, изобретенная англичанами в то время, когда они считали, что способны сохранить мировую монополию в промышленности; эта теория использовалась для морального оправдания колониализма. Это не означает, что у свободной торговли не было преимуществ - их было много, но они, как правило, могли быть реализованы между "симметричными" странами, находившимися приблизительно на одном уровне технологического развития. В "асимметричной" свободной торговле одна часть легко специализируется на сравнительном преимуществе быть бедными. Американский экономист норвежского происхождения Торстейн Веблен (1857-1929) доказывал: соревнование - одна из самых мощных движущих сил человечества (например, соревнование присутствует во всех видах спорта). Совсем не обязательно, что Соединенные Штаты так уж сильно интересовались космическими технологиями до "спутникового шока". Мирное технологическое соревнование - например, та же космическая гонка - может считаться альтернативой ядерной конфронтации. Учиться на успешных стратегиях прошлого: раунды первый и второй При изменении экономической модели в 1991 году Россия столкнулась с серьезными экономическими проблемами. А сейчас разбирается с новой - вступать или не вступать в ВТО. Президент Медведев справедливо призвал к реформированию страны, и я полагаю, что его реформы должны осуществляться в духе соревнования, а не в духе сравнительного преимущества. России необходимо извлечь важные уроки из того, что произошло в ее экономической структуре после 1991 года. Потому что на самом деле с точки зрения сравнительного преимущества богатые ресурсами страны могут специализироваться лишь на том, чтобы быть бедными: таков "парадокс ресурсов". С основными принципами реформирования я предлагаю ознакомиться на примере двух предыдущих российских реформ. Оба эти процесса были соревновательными, а не процессами сравнительного преимущества. Реформирование России: раунд первый При Петре Великом (1672-1725) Россия вступила в первый успешный период реформ, используя лучшие организационные методы западного абсолютизма, в частности экономическую структуру Голландской Республики. Петр посетил Голландию и вернулся с уверенностью, что национальное богатство может быть создано только путем формирования диверсифицированного производственного сектора, максимального разделения труда и появления в результате всего этого экономической синергии - так, как это происходило в богатых странах. Имитация голландской экономической структуры - вот что делали все успешные страны в эпоху Просвещения, и первой из них была Великобритания. Английский экономист Джошуа Чайлд начинает свою книгу 1668 года словами о "замечательном росте голландцев", служащем предметом "зависти нынешнего поколения и способном стать объектом восхищения всех будущих поколений. При этом средства, с помощью которых они так сильно продвинулись, достаточно очевидны и в значительной степени могут быть использованы большинством других стран". Что узнавали иностранцы, посетив Голландию? Прежде всего, что экономическая деятельность бывает различной в качественном отношении: есть "хорошие" экономические виды деятельности, создававшие обобщенное благосостояние, и "плохие", приводящие к бедности масс. Эти характеристики описаны в таблице. Кроме того, иностранные наблюдатели, такие как Петр Великий, видели в Голландии важные динамичные синергии, возникшие в результате значительного разделения труда, системных эффектов, которые в настоящее время именуются национальной инновационной системой. Реформирование России: раунд второй Второй раунд реформирования России - это широкая индустриализация под руководством Сергея Витте (1849-1915), который служил двум последним императорам России. В принципе процесс индустриализации, запущенный Витте, ставил перед собой те же цели, что и реформы Петра Великого, но совсем в другом технологическом контексте, в другой технико-экономической парадигме. Ключевой инфраструктурой во времена Петра Великого были корабли, и Петр сосредоточился на строительстве российского флота. Во времена Витте ключевой инфраструктурой были железные дороги, и Витте построил Транссибирскую магистраль. Витте использовал принципы немецкого экономиста Фридриха Листа (1789-1846), чьи работы перевел на русский язык. И можно доказать, что основные экономические цели советского периода плановой экономики в точности совпадают с принципами, продвигавшимися Листом и Витте: огромный и диверсифицированный промышленный сектор, только при другой экономической системе. Сегодняшнее реформирование России, которое мы назвали "Реформирование России: раунд третий", должно соответствовать тем же принципам, что и в раундах первом и втором: факторы, перечисленные в таблице, продолжают работать, и, как мы увидим, идеология, главенствовавшая в 1990−е, нанесла значительный ущерб производственной структуре России. В особенности это очевидно, если сравнить Россию с другими странами БРИК. Россия и другие страны БРИК Понятие "страны БРИК" - Бразилия, Россия, Индия и Китай - было изобретено инвестиционно-банковской компанией Goldman Sachs в 2001 году. Идея крупных развивающихся экономик, догоняющих страны Запада и бросающих им вызов, захватила умы социологов и политиков. Однако размер этих стран и их разное историческое наследие определяли огромные различия между их экономиками. Ситуация в России уникальна в трех аспектах. Во-первых, Россия была промышленно развитой страной задолго до других стран БРИК; во-вторых, она пережила беспрецедентный экономический спад в 1990-е и к 2008 году едва достигла уровня ВВП 1989 года; в-третьих, в отличие от Бразилии, Китая, Индии и большинства других развивающихся стран Россия не является членом Всемирной торговой организации. Эти уникальные характеристики вызывают следующие вопросы. Каково структурное наследие упадка 1990-х с точки зрения технологических и промышленных возможностей в России? Что может и должна узнать Россия из опыта ВТО, накопленного остальными экономиками БРИК? Я утверждаю, что, хотя упадок 1990-х годов относительно хорошо изучен и отражен на макроуровне (ВВП), об объеме разрушений, произошедших в тот период в российской промышленности, известно мало. В этом контексте вступление в ВТО представляет собой водораздел в российской истории, аналогичный распаду Советского Союза и последующим реформам. Соглашения с ВТО предполагают, что экономическая деятельность входящих в нее стран строится на одних и тех же принципах (факты, приведенные в таблице выше, игнорируются), а структурные изменения, вызванные свободной торговлей, отвечают интересам всех и каждого. Экономическая история и недавние десятилетия, а также собственный опыт России в 1990-е учат нас, что это не так. Свободная торговля, как правило, усиливает уже существующие структурные тенденции и сравнительные преимущества: развитые с технологической точки зрения области (географические агломерации знаний и производства) обогащаются, в то время как зоны с доминирующей монокультурой в сырьевых и недиверсифицированных экономиках и дальше примитивизируются и деградируют. Изучение успешных случаев управления промышленной политикой в рамках ВТО (то, чем занимались остальные страны БРИК в течение длительного времени), вероятно, будет основной задачей российской экономической политики на ближайшее будущее. Снижение ВВП и объема производства, произошедшее в России, во всех республиках бывшего СССР и, в меньшей степени, в Центральной Европе в 1990-е годы, относительно хорошо изучено и неоспоримо. На графике 1 описывается динамика роста ВВП за последние 50 лет. По расчетам Всемирного банка, экономический упадок в этих странах в 1990-е был в большинстве случаев более глубоким, чем в США во время Великой депрессии и в Западной Европе во время Второй мировой войны (в обоих случаях пострадавшие страны восстановились гораздо быстрее). В отличие от России другие страны БРИК во многом обязаны своим успехом тем, что они не были синхронизированы с глобальными циклами экономики. С конца 1940-х годов Индия и Китай постоянно следовали стратегии индустриализации - той же самой стратегии имитации, которую рекомендовали Фридрих Лист и Сергей Витте. В случае с Индией и Китаем отсутствие соревновательности в течение длительного времени, несомненно, препятствовало ходу развития, однако специалисты признают, что нынешние успехи этих стран стали результатом их прежних стратегий. Будучи крупными государствами, Индия, Китай и Бразилия спаслись благодаря своей "идеологической инерции" - неолиберальные настроения никогда не проникали в них так глубоко, как в более мелкие страны. Они никогда не отказывались от соревнования в пользу свободной торговли. В отличие от других стран БРИК Россия была впутана в неолиберальную идеологию с перспективой "сравнительного преимущества" - идеологию, в которой структура производственного сектора страны не имеет значения, а модели, навязываемые международными финансовыми организациями, предполагают "полную занятость" даже перед лицом широкомасштабной безработицы. Важно признать степень ущерба, нанесенного российскому производственному сектору в этот неолиберальный период. Тем временем международным организациям из Вашингтона удалось ликвидировать промышленную политику в более мелких латиноамериканских странах: Бразильский банк развития (BNDS) в настоящее время имеет большую капитальную базу, чем Всемирный банк. По нашему мнению, важно признать, что России очень не повезло в тенденциях и предпочтениях экономистов и что для устранения причиненного ущерба потребуются десятилетия. В Норвегии есть выражение: неинтересно говорить о прошлогоднем снеге. Это справедливо; но для обеспечения максимальной эффективности реформ в России необходимо проанализировать, какие структурные ошибки были допущены в российской экономике после 1991 года. На графике 2 показано, каким образом падение реальных зарплат сопровождалось снижением уровня промышленного производства; это было бы очевидно с теоретической точки зрения Петра Великого и Сергей Витте (и, вероятно, из логики плановой экономики Советского Союза). Сокращение сельскохозяйственного производства также заметно, однако особенно бросается в глаза на графике взаимосвязь между снижением промышленного и сельскохозяйственного производства и укреплением рубля. Последние исследования также часто указывают на переоценку валют как на основную причину неудачного развития промышленности и низкого уровня жизни. Успешный сектор экспорта сырья - подобный российской нефтяной отрасли - часто становится главным фактором, вызывающим переоценку валюты. Однако есть в российской экономике и несколько историй успеха, одна из них - птицеводство (см. график 3 ). Для оценки причин успеха в одних отраслях и неудач в других необходимо провести подробные исследования отраслей промышленности. Рекомендации Вместе с профессором Райнером Каттелем я написал более подробный документ для ярославского форума под названием "Реформирование России: раунд третий. Россия и другие страны БРИК: стремление вперед, гонка или отставание?" Ниже приводится несколько рекомендаций из этого документа. Разница в доходах между физическими лицами в значительной степени определяется выбором вида экономической активности. Хирурги имеют более высокий доход, чем уборщицы в больницах. Те же механизмы работают в отношениях между странами: то, что производит страна, будет в значительной степени определять относительный уровень ее дохода. Любая эффективная экономическая политика должна учитывать эти элементы. Нынешний производственный профиль российской экономики при развитии свободной торговли создает высокий риск того, что большинство российского населения будет оставаться относительно бедным. Это означает, что Россия не готова к членству в ВТО. Однако зона свободной торговли с российскими соседями, скорее всего, будет выгодной для всех сторон (в терминологии азиатского развития это могло бы создать модель развития "летящих гусей"). Реформирование России должно основываться на тех же принципах, что и две более ранние успешные реформы российской экономики, проведенные при Петре Великом и Сергее Витте; однако в новом технологическом контексте. Россия должна создать подробную и целенаправленную промышленную политику, нацеленную на повторение успеха, например птицеводства. Следует провести подробное исследование российского импорта для выявления областей, в которых минимальное политическое (и тарифное) вмешательство с большей степенью вероятности приведет к максимальному эффекту с точки зрения занятости и национальной добавленной стоимости. Такая огромная страна, как Россия, должна иметь политику для высокотехнологичных, среднетехнологичных и низкотехнологичных отраслей промышленности. Дания - пример страны, создавшей занятость и стоимость в относительно низкотехнологичных отраслях промышленности в рамках высоких технологий. Как показано на примере Петра Великого и Сергея Витте, инфраструктура является ключевым элементом в реформировании любой страны. Создание национальной и международной сети высокоскоростных железных дорог могло бы стать наилучшим вариантом. России необходимо учредить стабильный банк развития, который может стать исполнительным органом стратегии развития и удовлетворять потребности крупных, средних и малых производителей. Мы рекомендуем в качестве ролевой модели бразильский BNDS. В настоящее время он работает с большим объемом денежных средств, чем Всемирный банк. Хотя нефтегазовый сектор приносит много очень полезной иностранной валюты, существует риск, что этот сектор может мешать долгосрочному развитию страны. Риск переоцененного рубля, делающего российскую промышленность неконкурентоспособной на международной арене, - лишь один из рисков, связанных с группой проблем, часто именуемых "голландской болезнью". Надо попытаться связать отличные российские научные разработки с коммерческим производством в самой России. Сознательная политика притока мозгов (стимулирование возврата квалифицированных эмигрантов), которую в течение некоторого времени успешно применяли в Ирландии, могла бы стать частью этой стратегии. Предпринимательству необходимо учить и его нужно поощрять на всех уровнях. Исторически, начиная с Англии в XVI веке, иностранное предпринимательство оказывалось важнее иностранного капитала. Автор выражает искреннюю благодарность профессору Райнеру Каттелю из Таллинского технологического университета за помощь в подготовке данной статьи и за предоставленные графики "Эксперт, 13.09.2010" [/more]

Ответов - 42, стр: 1 2 All

Tess: archmaster пишет: просто всё что я высказывал сбывается. И то что многие, спорившие тогда со мной, теперь мыслят и говорят по другому меня радует. И чтобы не повторять своё мнение я прибегаю к такому обороту. Спасибо за признание "отцовства", Говорят Обама недавно советника уволил. Может Вам стоит послать резюмЕ? Сразу двух зайцев убъете, и из страны бегом и признание оракула получите.

archmaster: Tess пишет: Может Вам стоит послать резюмЕ? "- Василий Иванович, ну а в ..... мировом масштабе смогёшь? - Нет, Петька, не смогу. Языков я не знаю..." (диалог из к/ф "Чапаев") PS Ну а характер не меняется.

nik: archmaster пишет: Спасибо за признание "отцовства", но отцы со временем становятся дедами, поэтому хотелось чтобы дети подхватили и развили начатое, а не ждали когда деды, кряхтя, будут корявыми руками портить задуманное. Лавры делить ещё рано.


maru: nik пишет: Лавры делить ещё рано. нужно генетическую экспертизу заказывать.... про основное maru пишет: Предпринимательству необходимо учить и его нужно поощрять на всех уровнях. Исторически, начиная с Англии в XVI веке, иностранное предпринимательство оказывалось важнее иностранного капитала. в выходные сравнивал два предпринимательства, 1. отделочники , дикая бригада 2. отделочники, китайцы сразу скажу, результат не в нашу сторону ...... выработка на человека в два раза выше у китайца очень много взял информации для себя , но это потом , нужно ее обмозговать ЗЫ был интересен посыл , дикой бригады, дай много денег и мы сделаем хорошо (как в НОСТРОЕ Басина) но потом когда я им показал с каким инструментом и по какое технологии они будут делать, они замолчали... (инструмент был китайский).... они отработали свои деньги без вопросов.... согласны на следующие выходные снова прийти..... Жалко их, молодые, есть желание, а посланы государственной политикой практически НАХ.Й а им около тридцатника, жены, маленькие дети.... самое время пахать на себя и семью обеспечивать, становится на ноги....

nik: maru пишет: был интересен посыл , дикой бригады, дай много денег и мы сделаем хорошо Что дикая бригада, что Басин одно - им хоть какие деньги дай, они их разворуют в любом случае, а сделают в конце концов как умеют.

archmaster: Почем судьи и губернаторы Сколько денег тратится в России на содержание региональных властей? Губернаторские и депутатские декларации дают об этом весьма отдаленное представление — ведь они не учитывают расходы ни на аппарат, ни на поездки, ни, например, на ремонт начальственного кабинета. «Ведомости» провели свой подсчет. Елена Мязина Ирина Резник Максим Товкайло Ведомости 27.09.2010, 181 (2879) Рубль пишем, два в уме Как правильно считать расходы на депутата, судью или чиновника? Да, есть зарплата, но премия часто больше. А еще у некоторых есть служебный автомобиль с водителем, секретарь, помощник, кабинет, стол красного дерева и прочие представительские излишества. А у большинства — нет. Зато у всех горит свет, течет на работе вода из крана, стоит компьютер — это необходимость, которая тоже стоит денег. Как все это учесть? В бюджетах нет такого раздела — «Расходы на содержание властей». Есть, например, статья «Функционирование высшего должностного лица субъекта РФ» — можно ли считать, что это все расходы хотя бы на губернатора и его аппарат? В бюджете Москвы по этой строчке проходит около 4 млн руб. — видимо, вознаграждение мэра, а в бюджете Красноярского края здесь просуммированы не только доходы губернатора и его администрации, но и расходы губернаторских чиновников на транспорт, связь и т. п. Очевидно, что, сложив эти статьи, мы получаем сумму свиней и апельсинов, которая не скажет нам ни о чем. Чтобы получить более адекватный результат, «Ведомости» взяли в региональных бюджетах целиком раздел «Общегосударственные вопросы», который включает траты на все ветви власти: исполнительную, в том числе администрацию губернатора и правительство, законодательную и судебную. И вычли из этого раздела значимые статьи, явно к делу не относящиеся (см. врез на стр. 12). Большой проблемой стала входящая в этот раздел статья «Другие общегосударственные вопросы», на которую во многих регионах приходится около двух третей «Общегосударственных расходов». «Это помойка — в нее попадает все, что не вписывается в другие статьи, — объясняет сотрудник регионального минфина. — Классификацию нам дает [федеральный] Минфин, и мы должны в нее вписаться. Но каждый регион понимает правила по-разному. Когда люди не знают, к чему отнести [те или иные расходы], они ставят их в общегосударственные». Но эта «помойка» включает интересующие нас расходы, например на «руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти субъектов РФ», «реализацию государственных функций, связанных с общегосударственным управлением» и т. п. «Если вычленить из этой статьи все явное, что не касается госаппарата, остальное условно можно считать расходами на содержание чиновников», — подтверждает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. Вместе с тем даже очищенные расходы по этой статье не отражают и половины реальных трат на госуправление — часть из них проходит по отраслевым статьям, не попадая в «Общегосударственные вопросы», указывает один из руководителей минфина крупного региона. «Чтобы соблюсти коэффициенты Минфина, регионы могут искусственно сократить те расходы, которые участвуют в расчетах. Например, известны случаи, когда затраты на технический персонал и IT-подразделения переводились в другую категорию путем создания специальных дочерних структур, не входящих в администрацию региона», — расшифровывает Климанов. Словом, глядя на получившиеся у «Ведомостей» цифры, надо помнить, что нет такой статьи, которая идеально подошла бы российской власти. Что почем По абсолютным показателям особых неожиданностей нет (см. таблицы, полная версия — на www.vedomosti.ru): больше всех в России на госуправление в 2009 г. потратили Москва (21,611 млрд руб.), Петербург (12,873 млрд руб.) и Московская область (12,131 млрд руб.), а меньше всех — Еврейская автономная область (278 млн руб.), Калмыкия (349 млн руб.) и Алтай (415 млн руб.). Но по доле расходов на управление в расходах бюджета Москва с показателем 1,9% занимает одно из самых скромных мест в России — 4-е после Владимирской, Ростовской и Белгородской областей. А лидеры по доле совсем другие — Кабардино-Балкария, Ингушетия и Ненецкий автономный округ, где на «общегосударственные вопросы» в 2009 г. ушло 10,4, 10,2 и 9,4% бюджетных расходов соответственно. Причем Кабардино-Балкария и Ингушетия заняли первые две строчки и в списке регионов, которые больше всех нарастили свои расходы в кризисном 2009 году. В Кабардино-Балкарии в 2009 г. на госуправление ушло 2,097 млрд руб. — рост к предыдущему году на 44%. При этом общие расходы бюджета выросли всего на 16%. В рамках «общегосударственных вопросов» примерно на четверть поднялись расходы на «функционирование высшего должностного лица субъекта» (до 154,9 млн руб.), на 19% — на законодательные органы власти (до 61,1 млн руб.). Но ни по размеру, ни по динамике ни одна статья на «функционирование» не может сравниться с «Другими общегосударственными вопросами» — рост на 50% до 1,716 млрд руб. Министерство финансов Кабардино-Балкарии получившиеся у «Ведомостей» результаты называет некорректными. Долю расходов на содержание региональных госорганов там считают по методологии Минфина России (определена постановлением № 990 от 29 декабря 2007 г.) и ориентируются на годовой норматив в 2008 и 2009 гг. в 7,8 и 6,1% соответственно. При расчете нормативов годовой объем расходов на содержание органов государственной власти (расходы на содержание законодательных, исполнительных и судебных органов за минусом расходов по содержанию органов власти, исполняющих переданные полномочия) делится на годовой объем доходов консолидированного бюджета республики, состоящих из налоговых и неналоговых доходов и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, объясняет замминистра финансов Кабардино-Балкарии Беслан Таов. В республиканском бюджете в 2008 г. на чиновников было предусмотрено 608,3 млн руб., или 4,1% доходов бюджета, в 2009 г. — 661,7 млн руб. (3,7%), говорит он. Статья «Другие общегосударственные вопросы» при расчете нормативов не учитывается, указывает Таов. Среди этих «вопросов» согласно распределению бюджетных ассигнований республики на 2009 г., например, три республиканские целевые программы: «Пожарная безопасность объектов социальной сферы на 2007-2009 гг.», «Профилактика коррупции на 2008-2010 гг.» и «Программа административной реформы на 2006-2010 гг.». Впрочем, нельзя не отметить, что две последние имеют к чиновникам непосредственное отношение. В Ингушетии почти трехкратный рост расходов на госуправление совпал со сменой президента: в конце октября 2008 г. Мурата Зязикова сменил Юнус-Бек Евкуров, который получил широкие полномочия по наведению порядка в республике, подкрепленные ростом республиканских бюджетных расходов — 2009 на 73%. Но расходы на «общегосударственные вопросы» выросли еще больше — на 181% до 1,508 млрд руб. Внутри этого раздела почти на треть повысились расходы на законодательные органы власти, примерно вдвое — на правительство, суды, финансовые, налоговые и таможенные органы, но основной прирост дали, как и в прошлом случае, «Другие общегосударственные вопросы» — в 3,8 раза до 965,98 млн руб. (впрочем, «Резервные фонды» выросли и вовсе в 9 раз до 92,29 млн руб.). В пресс-службе главы республики «Ведомостям» в пятницу сказали, что с ходу предоставить комментарии не могут. Рост затрат на госаппарат в проблемных регионах, как правило, объясняется ростом численности этого аппарата, объясняет чиновник Минрегионразвития. Этим регионам нужно развиваться опережающими темпами, а для этого нужны управленцы; при этом об эффективности расходов на госуправление никто особенно не думает, заключает чиновник. Правда, те же Ингушетия и Кабардино-Балкария стоят и в верхней части списка «скромников», принявших решение урезать расходы на самофинансирование в 2010 г. на 24%. В этом году, по идее, губернаторы должны быть более экономными, отмечает Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики. В 2010 г. трансферты из федерального бюджета были сокращены на 20% — тут уже каждый волей-неволей должен что-то сокращать. В 2009 г. только в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности (основной вид федеральной помощи) Ингушетия получила 7,5 млрд руб., а Кабардино-Балкария — 7,9 млрд руб. 3-е место по доле расходов на самообеспечение в 2009 г. занял Ненецкий автономный округ с расходами в 513 млн руб. — плюс 24% к 2008 г., хотя общие расходы бюджета незначительно снизились (примерно на 1%). В частности, выросли расходы на «функционирование высшего должностного лица» — на 96% до 6,6 млн руб. Новый губернатор Игорь Федоров (назначен в феврале 2009 г.) задал «более интенсивный темп работы администрации», объясняет руководитель управления информации и связи округа Вадим Трескин. По его словам, Федоров начал активно работать с федеральными министерствами и ведомствами: 3-4 встречи в неделю с чиновниками, постоянные поездки. Раньше в пятницу из аппарата губернатора сложно было кого-то застать на работе, а сейчас работают с утра до вечера — «интернет-трафик увеличился, новая техника закупается, наверстываем упущенные за 15 лет возможности». Сам губернатор на себя тратит мало, утверждает Трескин, ездит на «Волге», отказался от автомобиля представительского класса, а вместо этого купил грузовик для жителей отдаленного населенного пункта. На 3-м месте по росту абсолютных расходов на госорганы — Ярославская область: плюс 40% до 1,484 млрд руб. (общие бюджетные расходы прибавили меньше — 37%). «Раздел “Общегосударственные расходы” очень большой, — напоминает представитель Ярославской области. — В него попадают очень многие расходы». На самом деле, настаивает он, расходы на исполнительную власть в прошлом году сократились. Еще в апреле губернатор области Сергей Вахруков приводил такие цифры: объем средств на финансирование органов власти в 2009 г. был сокращен на 20%. Причем были понижены и фонд оплаты труда — на 10%, и затраты на содержание органов госвласти — на 40%, заключает представитель. Рост обеспечили «Другие общегосударственные вопросы» (плюс 596 млн руб.). Впрочем, по доле расходов на себя ярославские власти занимают в России не слишком заметное место: 3,7%. Самый большой аппетит на 2010 г. у Ростовской области: она увеличила «общегосударственные расходы» на 127% до 1,864 млрд руб. В мае губернатором региона стал Василий Голубев, по словам сотрудника его пресс-службы, губернатор постарается уменьшить расходы: уже была сокращена ставка одного из заместителей, а сам аппарат губернатора сократился на 26 человек. Только вверх В целом в 2009 г. расходы на госуправление в регионах сократились на 3,5% до 168 млрд руб., причем в 55 субъектах Федерации они, несмотря на кризис, продолжали расти. Если региональные бюджеты будут исполнены, в 2010 г. эти расходы увеличатся на 21% до 204 млрд руб. Доля расходов на госуправление в общих расходах региональных бюджетов составила в 2009 г. 3,2%, в 2010 г. может получиться 3,7%. В прошлом году у губернаторов не было особой нужды сокращать бюрократические расходы, отмечает Зубаревич, федеральные власти устроили аттракцион невиданной щедрости. Регионы получили из федерального бюджета безвозмездно на 400 млрд руб., или на треть, больше, чем в 2008 г., а их зависимость от федерального бюджета выросла с 19 до 27%. «Упавшие с неба деньги развращают, — считает Зубаревич. — Такие деньги надо быстро освоить. Многие слаборазвитые регионы, получившие серьезные трансферты из бюджета, с легкой руки пустили их на дополнительные расходы на госуправление: расширили штат чиновников, повысили заработную плату или запустили инвестпроекты с сомнительной эффективностью». http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/09/27/246468

maru: nik пишет: Что дикая бригада, что Басин одно - им хоть какие деньги дай, они их разворуют в любом случае, а сделают в конце концов как умеют. вот это и пугает..... хотел найти у них другой посыл, про современные технологии строительства, организацию производства , так и не нашел....

archmaster: maru пишет: вот это и пугает..... ты значит не поверил моему анализу выложенному здесь в начале года, а на зеленом еще в прошлом году а там и не было таких предпосылок даже... и что не подтвердилось? Анализ закона РФ 148-Ф «О саморегулируемых организациях» Отмена государством действия лицензий, выданных самим же государством под предлогом дискредитации системы лицензирования в стране, заложила под закон 148-Ф мину недоверия к проводимым законодательным инициативам. При чем это уже повторяется не первый раз. По сути, правительство объявило всех в строительной отрасли непрофессиональными и неблагонадежными. 1. Основные принципиальные недостатки закона: - замена одной независимой государственной системы определения качества профессиональных услуг (лицензирование) на другую (допуски), зависимую от самих же поставщиков этих услуг, но аналогичную первой; - попытка насильно объединить конкурирующих в одном и том же секторе рынка хозяйствующих субъектов в одну некоммерческую организацию; - желание правительства реанимировать коллективную ответственность, очень ярко проявившую себя в советском государстве; - отсутствие сопутствующей законодательной и нормативно-технической обеспеченности деятельности саморегулируемых организаций – несогласованность с другими законами, отсутствие техрегламентов и действующей нормативно-технической документации; - волевое решение о создании новой бюрократической структуры, начиная с дирекции СРО и кончая объединениями на федеральном уровне, за счет участников строительной отрасли; - дополнительная финансовая нагрузка на хозяйствующие субъекты в виде обязательных платежей - членских взносов, взносов на создание нормативной базы, взносов в компенсационный фонд, взносов в вышестоящие объединения и т.п., что является основой для размножения бюрократической машины и, следовательно, дает широкий простор для проявления коррупции. 2. Все перечисленные выше факторы приведут к законному закрытию деятельности участников строительного рынка и законному увольнению сотрудников, что, в свою очередь, приведет к огромному всплеску безработицы в 2010 году. 3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не согласные с законом 148-Ф объявляются недобросовестными и непрофессиональными и подлежат ликвидации. 4. Закон создает возможность ликвидации строительных кампаний – участников долевого строительства жилья уйти от ответственности перед дольщиками на законном основании. Отсутствие средств на вступление в СРО объясняется затратами на завершение начатого строительства, а продолжение строительства невозможно без допуска СРО. Целевые кредиты, получаемые с большим трудом, не предусматривают затраты на структуру СРО. 5. Опыт развитых стран в области саморегулирования поставлен в законе «с ног на голову», если за рубежом государство ограничивает создание объединений, как потенциальную возможность проявления монополизма, то закон 148-Ф обязывает предпринимателей объединиться в СРО, что неизбежно приведет к проявлению монополизации в строительстве. 6. Потребителям строительной индустрии – заказчикам, инвесторам и т.д. безразлично на каком основании осуществляет свою деятельность подрядчик, лицензии или допуска СРО. Они всё равно будут стремиться к страхованию договоров подряда напрямую со страховыми компаниями, независимо от компенсационного фонда или гражданского страхования в СРО, таким образом, создается двойное страхование одного и того же процесса. 7. Появление дополнительной финансовой нагрузки на предпринимателей для обеспечения жизнедеятельности структуры СРО неизбежно приведет, с одной стороны - к росту цен на предоставляемые услуги, с другой стороны - к уменьшению фонда заработной платы на предприятии. Учитывая, что в данный момент, среди квалифицированных инженеров проектировщиков и строителей самый большой процент людей предпенсионного и пенсионного возраста, то вместе с повышением ответственности, затратами на гражданское страхование и уменьшением заработной платы, появляется опасность остаться строительному рынку без квалифицированных кадров. Тем более, что в период настоящего кризиса, особенно в строительстве, таким образом, прерванная уже третий раз (в 1991-96г.г., в 1998-2000г.г. и сейчас) преемственность подготовки инженерного корпуса приведет к полному уничтожению собственного потенциала для обеспечения подъема строительной отрасли в будущем. Подготовка высококвалифицированного специалиста занимает 10-15 лет. Поэтому все планы на подъем строительной индустрии к 2012-14г представляются иллюзорными. 8. Новые технические регламенты переписаны со СНиПов 30 – 40 летней давности. Такое впечатление, что мировой НТП их не коснулся, более того, регламенты ужесточили и ограничили всякую возможность проявления прогресса в строительстве. Единственное их отличие от нормативов прошлого века то, что технические регламенты поменяли структуру написания требований, т.е. форму, а по сути остались прежними. Соответственно и разработанные на их основе, другие нормативно-технические документы будут отставать от реальной жизни на тот же срок, что в свою очередь, будет отражаться на качестве строительства, далее – на жизнеобеспечении населения страны и, следовательно, всей экономики. Поэтому коррупционность этих технических регламентов налицо. Все требования к квалификации членов СРО основываются также на этих устаревших нормах, поэтому все, кто будет пытаться продвинуть НТП в строительстве вперед, формально могут быть признаны непрофессионалами и лишены допуска. Такое отношение ведет к деградации профессионализма в строительстве и полному отсутствию творческой инициативы. 9. Снижение стоимости «вступительного билета» в СРО для малого и среднего бизнеса не решает проблему его существования в принципе. Поскольку есть объективные условия для существования этого бизнеса, например временное отсутствие заказов, как сейчас в условиях кризиса, когда предприятие не способно заплатить регулярные взносы. По закону оно должно быть исключено из СРО, несмотря на свою профессиональное соответствие членству. Таким образом предприятие обязано ликвидироваться и не имеет в дальнейшем права на существование, даже при более благополучных обстоятельствах, поскольку не имеет возможности заработать на вступление. То же самое касается и вновь образуемые малые предприятии. Откуда у начинающего предпринимателя могут появиться такие деньги, заработать их в другой организации и откладывать на сберкнижку? При существующей оплате труда в строительстве, желающий открыть свое предприятие соберет такую сумму в том возрасте когда уже желание пропадает. Брать кредит под развитие бизнес? Банк не даст кредит без допуска на осуществление этого бизнеса. Короче, замкнутый круг. Вот если бы наряду с СРО, сохранялось лицензирование, то этого бы не случилось. 10. Появление ведомственных СРО (например СРО РЖД) означает уже первые попытки монополизации строительного рынка, следовательно и коррупции в этих СРО. Также чревато появление СРО на основе только предприятий субъекта федерации и вхождение в правление СРО должностных лиц от администраций, таким образом администрация субъекта федерации ограничивает доступ «чужих» конкурентов на рынок, взамен на послушание своих предприятий – членов СРО. 11. Вопрос о дискредитации системы лицензирования так и остался декларативным пугалом для непосвященных и иллюзией для оправдания принятия закона 148-Ф. Потому как ни одного объективного негативного процесса или конкретной причины в отношении лицензирования названо не было. Все претензии по коррупции в этой сфере деятельности государства продолжения и подтверждения не получили. А так как коррупция у нас присутствует повсеместно, то и СРО не убежище от этого зла. Тем более, при всех выше перечисленных недостатках данного закона, в СРО как раз таки она расцветет самым пышным цветом, поскольку члены СРО, один раз вступив туда, уже становятся заложниками этого коллектива и полностью зависят от руководства СРО. Если дирекцию СРО ловят на антизаконной деятельности, то закрывается всё СРО и лишаются допусков все её члены. Этот же фактор позволяет государственным органам влиять через дирекцию СРО на её деятельность и её членов-предпринимателей. В настоящее время уже предпринимаются попытки создания «серых» СРО с минимальным вступительным взносом для выдачи допусков за соответствующую благодарность. 12. Конкуренция среди членов СРО становится внутренним делом этой организации, т.е. если в тендере участвует два, и более, членов одной СРО, то они или должны играть по одним и тем же правилам, или внутри СРО должен быть проведен экспресс-конкурс и выявлен победитель – участник тендера. Конкуренция появляется между представителями разных СРО, т.е. их дирекции или их представителями – членами СРО. Следовательно, свободная конкуренция на рынке строительных услуг резко ограничивается. Конкуренция внутри СРО становится маскарадным и служит основой для внутрикоррупционных проявлений, что в свою очередь поражает всю структуру от рядовых членов СРО до объединений на федеральном уровне. А так как членство в СРО является добровольным и при всех недостатках законодательства найти причину для лишения члена допуска к работам у правления СРО не составляет особого труда, то противодействие этому негативу сводится к минимуму. Таким образом, государство перекладывает эту проблему со своей головы на голову предпринимателей – членов СРО и уходит от ответственности, но это не только не искореняет коррупцию а только её усиливает. 13. Лозунгом создания СРО является пропаганда коллективной ответственности перед потребителем за профессионализм своих членов, как гарантии предоставляемых услуг. К чему приводит коллективная ответственность нам рассказал А.Райкин на примере с пиджаком – к коллективной безответственности. А вот персональную ответственность с члена СРО – производителя строительных услуг никто не снимал, ни уголовный кодекс, ни административный, ни налоговый, ни гражданский и т.д. Поэтому говорить о том, что коллективом СРО будет осуществляться защита интересов своего члена перед всеми этими кодексами и потом поплатиться компенсационным фондом – надежда слабая до иллюзорности. СРО выгоднее сдать своего члена с потрохами, переложив на него ответственность и попытку ввести в заблуждение коллектив СРО и, таким образом, помогая торжеству справедливости наказать и исключить члена из своих рядов ради спасения компенсационного фонда.

maru: archmaster пишет: ты значит не поверил моему анализу выложенному здесь в начале года анализ в студию если он твой.... а то может уже и подмену сделали..... если честно, я не понял о чем это, чему и где я не поверил

archmaster: а вот еще О рисках и безопасности. О рисках и безопасности. Нельзя измерять безопасность и предполагаемую величину ущерба в зависимости от вида работ. Любая работа (как в принципе и деятельность человека в мире) может привести к непоправимым последствиям. Что можно отнести и к деятельности депутатов. Предполагаемую величину ущерба, а, соответственно, и страховки можно измерять только назначением и объемом деятельности, в нашем случае - назначением и объемом строительного объекта. Согласитесь, что риск ущерба от неправильной установки унитаза в магазинчике на 50м2 и супермаркете совершенно разный. Приведу пример из жизни в советское время. В новом ростовском аэропорту в подвальном этаже протекала канализация в туалете для посетителей. Так случилось, что рядом проходили все кабели независимого электропитания от двух источников. Кабели замкнуло. Аэропорт вместе с диспетчерской исчез с экрана радаров всех самолетов, летящих над Ростовом и заходящих на посадку. Аварийную автономную дизельную станцию не смогли завести сразу. Время шло. В одном из самолетов приближающихся к аэропорту находился проверяющий (мой одноклассник). Он через средства связи самолета и его локатор, используя волну милицейской рации на земле в течение получаса отводил все самолеты от аэропорта, пока не устранили аварию. Моему однокласснику была объявлена благодарность. Я не ручаюсь за достоверность деталей, прошу спецов не пинать меня ногами. Но суть проблемы определения рисков наглядна. -- -- -- - Продолжу. Тогда и система допусков выстраивается и величина взносов в КФ. Хочешь получить допуск на проектирование дворовых туалетов, пожалуйста, внеси 1 тыс.руб в КФ. Хочешь проектировать небоскреб Охта-центр, пожалуйста, оформи допуск и внеси в КФ 10 000 тыс.руб. При этом даже не надо проверять наличие специалистов на фирме. Понятно, что если фирма может внести в КФ такую сумму, то все спецы у неё есть. Остальное покажет экспертиза и архстройконтроль. Классификацию, назначение и градацию объектов нет необходимости придумывать, она уже есть в Сборнике Цен на Проектные Работы. Можно взять за основу и только дополнить этот документ или уточнить. Например: 1. 1-этажный жилой дом с надворными постройками 2. 2-этажный жилой дом с надворными постройками 3. 3-этажный жилой дом с надворными постройками 4. 4-этажный жилой дом с надворными постройками 5. 5-этажные жилые дома 6. 6-10-этажные жилые дома 7. 11-13-этажные жилые дома 8. 14-16-этажные жилые дома 9. 17-20-этажные жилые дома 10. Жилые дома свыше 20 этажей Собственно, зародыш этого уже был в системе ФЛЦ - степень ответственности объектов. Далее. Тогда стоимость работ на объекте соотносится с величиной взноса в КФ. Чем выше ответственность допуска, тем больше объем объекта, тем дороже он стоит, тем страшнее риски, тем выше величина взноса в КФ. Если ввести такой принцип, то ни у МСБ, ни у крупняков нет вопросов, все могут участвовать в СРО. У МСБ появляется возможность стать крупным, т.е. перспектива роста. Появляется конкуренция среди участников одинакового уровня допусков и т.д. и т.п. В этом случае коллективная ответственность автоматом отпадает. Каждый висит за свой взнос в КФ.

archmaster: maru пишет: анализ в студию если он твой.... а то может уже и подмену сделали..... это к вопросу о доверии.... очень плоско...

maru: archmaster пишет: это к вопросу о доверии.... по поводу доверия вопрос не стоял, там был вопрос дать пояснение от тебя, (если я правильно понял этот диалог) По поводу анализа , помню его с "зеленого", помню и второй текст Спасибо что напомнил его остальным



полная версия страницы