Форум » Беседка » «О переходе к саморегулированию в строительстве» » Ответить

«О переходе к саморегулированию в строительстве»

maru: http://www.minregion.ru/announce/33 Министра регионального развития Российской Федерации по вопросу «О переходе к саморегулированию в строительстве» г.Санкт-Петербург 15 апреля 2010 года Уважаемые коллеги! Переход к стабильному и поступательному развитию строительной отрасли требует применения современных механизмов управления, в том числе такого эффективного как саморегулирование. Строительное сообщество с 1 января 2010 г. перешло на саморегулирование. Нынешний год – первый, когда действует такая система допуска. К настоящему времени в сфере строительства уже зарегистрировано 214 саморегулируемых организаций, 162 или 82% из которых вошли в национальное объединение. Текущий год покажет насколько новая форма наполнится содержанием, окажется ли она способной закрепить позитивные тенденции в строительной отрасли, которая на фоне негативного влияния основных тенденций мировой экономики демонстрирует на протяжении последних полутора лет достаточную степень устойчивости. [more]Напомню, что в 2009 году было построено 229,5 тыс. зданий общей площадью 89,8 млн.кв.метров. С учетом того, что 95% из числа построенных составляли здания жилого назначения, значительную поддержку отрасли оказали предпринятые на федеральном и региональном уровне шаги по поддержке жилищного строительства, благодаря которым удалось сохранить базовую инфраструктуру рынка жилья и ипотечного кредитования. Объем ввода жилья составил 59,8 млн. кв.м при прогнозе в 52 млн.кв.м. Доля индивидуального домостроения достигла наивысшего показателя за весь период статистических наблюдений - 47,8%. В текущем году позитивные тенденции в целом по России сохранились. Несмотря на снижение объема работ, по виду деятельности "Строительство" наблюдается сокращение отставания от уровня аналогичного периода предыдущего года. Если по итогам 2009 года темпы роста этого показателя составляли 84%, то сегодня уже 90,2% Катализатором этого процесса вновь выступает жилищное строительство. За первые два месяца 2010 года темпы роста объемов жилищного строительства составили 101,3%, всего введено около 6 млн.кв.метров жилья. Причем за февраль темпы роста составили 103%. Положительная динамика отмечена почти в 40 субъектах Федерации Высокие темпы жилищного строительства достигнуты в Сибирском (136,1%), Уральском (132,9%), Дальневосточном (126,3%), Северо-Кавказском (123,5%) и Южном федеральных округах (109,8%). Кризис во многом активизировал качественные изменения в строительной отрасли. В 2009 году почти 2/3 построенных квартир можно было отнести к жилью эконом-класса, стабильно росли темпы производства современных строительных материалов в отличии от традиционных материалов. По предварительным данным за март позитивные подвижки сохраняются. Вместе с тем, до полного восстановления отрасли еще далеко. Средний уровень загрузки производственных мощностей строительных организаций в I квартале 2010 г. составил всего 56%. Хотя объем заключенных договоров строительного подряда и прочих заказов начиная с января 2010 года стабильно растет , обеспеченность строительных организаций договорами и прочими заказами пока не превышает в среднем 3- х месяцев. Государство предпринимает последовательные шаги с целью активизации строительного рынка. Сегодня с участием государства строится почти 30% жилья, осуществляется финансирование строительства более 2,5 тыс. объектов производственного и непроизводственного назначения, реализуется комплекс мероприятий, составивших основу системы государственного регулирования, направленной на повышение эффективности работы отрасли, ее привлекательности для инвесторов. Большинство этих шагов непосредственно связано с интересами саморегулируемых организаций. В текущем году продолжится увеличение заказа на строительные работы со стороны государства через обеспечение жильем отдельных категорий граждан, задействование институтов развития, консолидацию действий государственных участников рынка, приоритет в этом госзаказе будет отдаваться строительству жилья экономкласса. С целью активизации спроса на жилье продолжится внедрение механизмов, стимулирующих снижение ставки ипотечного кредитования, Все это поможет строительному сообществу получить новые ориентиры в планировании своей деятельности, сформировать портфель заказов, обеспечивающий стабильную работу. Особое внимание будет уделено снятию излишних административных барьеров в строительстве. В частности Минрегион России: - подготовит нормативный акт, сводящий к минимуму возможности корректировки техусловий на стадии проектирования и строительства со стороны ресурсоснабжающих организаций, исключающий возможность необоснованных дополнительных требований как в виде платежей так и в виде строительства объектов естественных монополий; - проведет необходимые мероприятия по внедрению института негосударственной экспертизы, равного и конкурирующего с государственной, а также возрождения института типового проектирования и созданию банка типовых проектов; - организует работу по введению институт персональной аттестации и ответственности главных инженеров и архитекторов проекта; - внедрит институт обязательного страхования объектов строительства. Минрегионом России разработаны правила страхования профессиональной ответственности, рекомендованные для применения СРО. Все это позволит сократить время прохождения разрешительных процедур уже с 2010 года. В целях реформирования системы технического регулирования в строительстве в конце 2009 года принят Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, заложивший основу структуры обновленной нормативной базы в строительстве. Сегодня завершается работа над проектом постановления Правительства, содержащее перечень национальных стандартов и сводов правил, обеспечивающих выполнение требований Технического регламента. Параллельно с привлечением ведущих научных сил, представителей строительного сообщества и во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проводится анализ существующей базы с целью определения приоритетных направлений актуализации. Такая работа не проводилась уже более 7 лет. До 1 июня будет сформирован перечень обязательных нормативов, а до 1 ноября пройдет актуализация базовых СНиПов. Минрегион России уже частично выделил средства на эти цели. Насколько мне известно, национальные объединения готовы совместно с государством профинансировать эти работы, на что зарезервировано порядка 40 миллионов рублей. Работа по этому направлению позволит расширить внедрение новых технологий в строительстве, оптимизировать его стоимость, сократить сроки инвестиционно-строительного процесса. В целях снятия проблем связанных с неэффективным ценообразованием в строительстве Минрегионом России разработана новая система, предусматривающая разработку двух новых видов сметных нормативов – укрупненных нормативов цены строительства и показателей стоимости конструктивных решений. Эта система полностью соответствует европейской практике, определяя объем затрат на каждом этапе инвестиционного процесса. С переходом на новую систему можно будет уже с 2011 года отказаться от системы индексации в строительстве и осуществлять нормирование по вновь начинаемым объектам строительства в текущем уровне цен. Всего за 2009-2010 год Минрегионом издано и зарегистрировано в Минюсте России 36 правоприменительных актов по вопросам совершенствования системы ценообразования. Утвержденным порядком разработки сметных нормативов обеспечена публичность процесса нормирования и доступность для участия в нормотворческой деятельности профессиональных сообществ. В целях повышения инвестиционной активности разработан и утвержден порядок нормотворчества в технической сфере и сфере сметного нормирования, позволяющей участникам рынка, в том числе госзакзчикам и федеральным органам исполнительной власти мобильно разрабатывать и принимать необходимые нормативы. Свое место в этом процессе могли бы занять и саморегулируемые организации, инициировав создание новых сметных нормативов по современным технологиям. Для повышения инновационной активности разработан проект Стратегии развития промышленности строительных материалов до 2020 года, предусматривающей устранение зависимости от импорта в секторе высокотехнологичных стройматериалов, расширение и локализацию ресурсной базы нерудных материалов с целью исключения локального монополизма. В настоящее время рассматривается возможность создания Национального строительного университета, прорабатываются механизмы стимулирования развития системы среднего и профессионального образования в сфере строительства. Это позволит увязать внедрение новых технологий одновременной подготовкой и переподготовкой кадров. Что касается непосредственной работы государства с саморегулируемыми организациями. До настоящего времени остается ряд не решенных вопросов в этой сфере. По каждому из этих направлений сегодня ведется работа с тем, чтобы найти взаимоустраивающие государство и строительное сообщество позиции. Для установления стабильных и общих для всех «правил игры» на рынке допуска к выполнению изыскательных, проектных и строительных работ мы активизируем выработку единой позиции федеральных органов при разработке нормативных актов в сфере регулирования деятельности СРО. Это относится в первую очередь к Перечиню видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства. Документ претерпел несколько редакций с тем, чтобы учесть различные ведомственные подходы отнесения тех или иных видов работ к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства. Сегодня он согласован в последней редакции, с которой можно ознакомиться на сайте Минрегиона России. В ближайшее время документ вступит в силу и по нему нужно будет работать. Минрегион России в рамках своей компетенции готов оказать необходимую методическую помощь саморегулируемым организациям во взаимодействии с национальным объединением. Такая же работа проводится по Постановлению Правительства, устанавливающему минимальные требования к допуску на особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства. Отмечу, что в ходе согласования между федеральными органами власти были ослаблены условия допуска по Перечню: отнеся часть видов работ к категории «особо опасных», только в том случае если они ведутся на «особо опасных» объектах. Практическое применение Перечня подтвердит или опровергнет правильность этого шага, но строить свою работу строительному сообществу необходимо исходя из такой редакции документа. Еще один важный вопрос, который не могу обойти, – это определение статуса и уровня ответственности генерального подрядчика в строительстве. Позиция Минрегиона России в том, что установление повышенного компенсационного фонда в размере 15 млн. рублей не в интересах строительной отрасли, поскольку приведет к ликвидации здоровой конкуренции на рынке, сформировав 10-15 генподрядчиков общероссийского масштаба. Также эта позиция не поддерживается Минюстом, Минприроды и Минфином России. На наш взгляд, установление компенсационного фонда это компетенция саморегулируемых организаций. Мы будем последовательно отстаивать эту точку зрения. Государство также готово помочь в решении проблем становления института саморегулирования. В ряде регионов есть примеры недобросовестного подхода к организации работы саморегулируемых организаций: отмечаются попытки отдельных СРО превратить свои организации в «лицензионные центры», штампующие фиктивные допуски. Сейчас из 265 тыс. лицензиатов допуск на рынок строительства получили порядка 70 тыс. организаций, то есть 195 тыс. организаций вероятно реальными строительными организациями не являлись. При появлении признаков недобросовестности необходимо принимать быстрые решения по лишению статуса СРО. Мы также поддерживаем озабоченность саморегулируемых организаций в вопросе недостаточного контроля со стороны Ростехнадзора за недопущением возникновения недобросовестных саморегулируемых организаций. Считаем, что в перспективе, когда авторитет национального объединения будет реальным, а не декларируемым, возможно будет рассмотреть варианты передачи части полномочий по контролю самому национальному объединению. Видение имеющихся проблем и у Минрегиона России и у национального объединения общее. Они будут решатся с учетом мнения специально созданной рабочей группы, в которую вошли, в том числе и представители национальных объединений. Оговорюсь сразу - неправильно противопоставлять органы власти и строительное сообщество. Сегодня в строительной среде высказываются мнения, что институт саморегулирования оказался не нужен на государственном уровне. Это не так. Мы сознательно шли на ликвидацию лицензирования и создание системы допуска на рынок через саморегулирование. Минрегион России занял принципиальную позицию по ликвидации неэффективного лицензирования в строительной сфере и переводу отрасли на саморегулирование. Новый институт саморегулирования должен привести к самоочищению отрасли, установлению транспарентности, понятных правил на строительном рынке. Попытки создать видимость разногласий между органами государственной власти по вопросам развития саморегулируемых организаций бесперспективны. Минрегион России отвечает за развитие строительной отрасли, а значит и за развитие института саморегулирования. Работа по развитию и укреплению института саморегулирования в строительстве со стороны министерства будет продолжена и впредь. Координировать это работу с саморегулируемыми организациями мы предполагаем в рамках реализации четырехстороннего соглашения о сотрудничестве между Минрегионом России и национальными объединениями саморегулируемых организаций, а также в рамках создаваемого сегодня Координационного Совета. Однако, исходя из сути института саморегулирования, важную роль в его становлении должно сыграть само строительное сообщество. Сегодняшний съезд, высоким профессионализмом и широкой географией его участников, наглядно демонстрируют готовность сообщества превратиться в полноценный институт гражданского общества, отстаивающий позиции отрасли. Только объединив финансовые и профессиональные усилия государства и национального объединения можно достичь эффекта в сжатые сроки, в чем мы все заинтересованы. Очень рассчитываю, коллеги, что нам удаться организовать такое эффективное взаимодействие. Ожидаю, от участников съезда конкретных и свежих идей. Рассчитываю, что уже в 2010 году система СРО станет высокоорганизованной, структурированной и ответственной перед государством и потребителем, и не в коем случае не стала еще одним бюрократическим аппаратом. Для достижения этого результата вы всегда можете рассчитывать на нашу поддержку. Хочу пожелать всем успешной работы. Спасибо за внимание. [/more]

Ответов - 5

Alex196: повтор по разныв веткам не допустим

eww: Alex196 пишет: СРО не нужны они вообще!!! Это нам они не нужны. А кое-кому очень даже нужны! Вопрос, кто кого? Мы, опираясь на благоразумие и законы или они - на властную политическую волю. Шансы, вообщем-то, неравные (( С другой стороны, нельзя же ничего не делать...

Alex196: А я уже принял решение - и все окружающие поддерживают. ЕР и оба , типа дуумвират выборы не переживут.


Николай из РОССИИ: Интересно, чем Минрегионразвития во главе с г-ном Басаргиным занимались целый 2009 год?

Alex196: Зарплату получали. В отличие от меня - у них задержек не бывает. Я только-только людям выплачиваю за январь-февраль.



полная версия страницы