Форум » Опыт СРО у нас и у них. » Немного школьной истории » Ответить

Немного школьной истории

maru: Немного школьной истории... "Характерная особенность ремесленной деятельности - объединение лиц определенных профессий в пределах каждого города в цехи, гильдии, братства. Их появление было обусловлено достигнутым в то время уровнем развития производительных сил и всей феодально-сословной структуры общества. Город стал управлять экономикой феодальной деревни, но феодализм определял управление самим городом и его хозяйством...В Западной Европе цехи появились почти одновременно с городами: - в Италии - в X веке; - во Франции - в конце XI - начале XII века; - в Англии и Германии - в XIII веке; - на Руси в Закавказье - в XII - XIII веках; [more]- в Средней Азии, в Иране, Малой Азии, во владениях Золотой Орды - в XIII веке. Цех насильственно объединял ремесленников той или иной отросли в пределах данного города. Система мастеров, подмастерьев и учеников создавала в цехах сословную иерархию, подобную иерархии сельского населения. В средние века человек сам по себе, без чьей-либо защиты, оказывался вне закона. В городе он мог существоватьтолько как член какой-то корпорации, которая его защищала. Своя корпорация была даже у нищих. Поэтому социальный строй средневекового города иногда называют корпоративным. А цеха могли защищать своих членов. Каждый цех был в то же время боевым отрядом. Он имел своё знамя, своё цеховое здание, где проводились собрания и торжественные акты. Во главе стоял выборный магистр. Цехи как организации самостоятельных мелких мастеров помогли им защищать свои интересы от феодалов, от конкуренции сельских ремесленников и мастеров из других городов, которая была опасна в условиях тогдашнего узкого рынка и незначительного спроса....Цехи выполняли ряд функций: во-первых, утверждали монополию на данный вид ремесла; во-вторых, устанавливали контроль над производством и продажей ремесленных изделий; в-третьих, регулировали отношения мастеров с подмастерьями и учениками. Хотя социально-экономические функции цехов были основными, эти организации охватывали все стороны жизни ремесленников. В случае войны цех выступал как боевая единица. Он имел свои церкви, часовни, общую казну, из средств которой помогали ремесленникам и их семьям в случае болезни или смерти кормильца. На общем собрании цеха рассматривались нарушения устава. Все празники члены цеха проводили вместе, завершая их традиционной трапезой-пирушкой. Цехи не были производственными объединениями, каждый ремесленник работал в собственной мастерской, со своими инструментами и сырьём. Ремесло передавалось по наследству, было семейным секретом. Внутри мастерской почти отсутствовало разделение труда, оно определялось степенью квалификации. Разделение труда внутри ремесла шло через выделение новых профессий и цехов. В большенстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием, внецеховое ремесло преследовалось....Цехи регламентировали условия труда, производство продукции и её сбыт, все мастера обязаны были им подчиняться. Уставы цехов предписывали, что каждый мастер производил продукцию лишь определённого вида, качества, цвета, пользовались лишь определённым сырьём. Мастерам было запрещено производить больше продукции или делать её дешевле, потому что это грозило благополучию других мастеров. Было установлено чёткое число подмастерьев, которые работали в цехе, одинаковая продолжительность рабочего дня, предельное количество выпускаемой продукции. При этом способы и приёмы работы, закрепленные долголетней традицией (технология) были обязательны для всех мастеров....Цеховые регламенты имели целью помешать одним мастерам получать значительные преимущества по сравнению с другими. Кроме того, в первый период цехи служили своеобразным видом организованной взаимопомощи мастеров, особенно поддержки членам цеха, попавшим в трудное положение. Цехи тщательно охраняли исключительное право своих членов на занятие данным видом ремесла Как ассоциация, подобная феодальной, цех управлял не только рабочим, но и внерабочим временем, а также сознанием ремесленников: общецеховые церковь, касса взаимопомощи, отряд в военном ополчении города, суд и кодекс поведения, даже место жительства и погребения (во многих европейских городах можно найти улицы Хлебные, Мясницкие, Ножевые и пр. - здесь селились ремесленники определённых цехов)....Однако в дальнейшем всё более проявлялась отрицательная сторона цехов. Они сковывали инциативу ремесленников, мешали рационализации производства, препятствовали введению новых орудий и средств производства. В противоречие с цеховыми регламентами, прежде всего, вступили усовершенствования, вносимые в технологию отдельными мастерами. А ведь первоначально в цеховом ремесле индивидуальное ремесло играло огромную роль. Отдельные мастера вырабатывали свои особые приёмы работы, свои секреты мастерства (mysteres), которые нередко передавались из покаления в покаление. Появляются "закрытые" цеха, которые уже не принимают новых членов. Только сын мастера после смерти отца мог занять его место. Появляются "вечные подмастерья", которые уже не имеют надежы стать мастерами. В сущности, это были рабочие, работавшие за плату....В XV векецеховая организация, направленная на сохранение мелкого производства, уже очень сильно сковывала технико-экономическую сферу. Она не позволяла укреплять мастерские и вводить пооперационное разделение труда между работниками, обеспечивавшее во много раз большую производительность труда.[/more] Иными словами, цеховое ремесло стало одним из главных препятствий на пути капиталлистической промышленности..." взял тут http://www.vladstroy.info/viewtopic.php?f=30&t=52

Ответов - 12

maru: ВИЗАНТИЙСКАЯ КНИГА ЭПАРХА Постановление Льва, благочестивейшего и миролюбивейшего царя римлян, о гражданских корпорациях, о том, каким образом каждой из них надлежит выполнять общественные обязанности и вести собственные дела, что было объявлено при исправлении должности эпарха протоспафарием Филофеем в 6420 году — тогда Константину Багрянородному было семь лет. XXII. О ЛИЦАХ, БЕРУЩИХ НА СЕБЯ ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ, Т. Е. О СТОЛЯРАХ, ЛЕПЩИКАХ ПО ГИПСУ, РАБОТНИКАХ ПО МРАМОРУ, СЛЕСАРЯХ, МАЛЯРАХ И ОСТАЛЬНЫХ § 1. Лица ручного труда, т. е. столяры, работники по мрамору и гипсу и прочие, не должны бросать ту работу, о которой условились и за которую получили задаток; они не имеют права переходить на другую работу, пока полностью не закончат первую. Если же произойдет остановка в работе вследствие недостатка материала или по недобросовестности работодателя, когда работнику не будет предоставляться все необходимое для окончания дела, тогда работник, какой бы он ни был специальности, должен сделать словесное заявление лично работодателю или же послать ему засвидетельствованное сообщение. Если же тот медлит с разрешением дела, то надлежит пожаловаться эпарху, и тогда, после расследования им дела, работник может приняться за другую работу. § 2. В случае, если из жадности или же недобросовестности упомянутые работники, оставив работу, которую приняли на себя, примутся за другую, работодателю надлежит представить акроатам засвидетельствованную жалобу, причем работодателю следует напомнить о письменном соглашении или же о словесной договоренности. И если работники нерадиво отнесутся к выполнению условий данного найма, то работодатель должен обратиться к эпарху, и тогда он может принять другого работника. Нарушившие же условия найма работники должны быть наказаны плетьми, острижением волос и изгнанием, у них также будет затребована обратно и заработная плата, которую они получили и которую следует вернуть работодателю; таким образом, они будут отстранены от работы без всякой оплаты. Если же случится, что работодатель окажется без материала, то его работники, предупредив его, могут [71] взяться за другую работу, чтобы, оставшись без работы, они не оказались лишенными пропитания.

maru: § 3. Бывает, что какой-либо ремесленник, берясь за много дел одновременно, чтобы отовсюду получить работу, то одного обманывает, то другого напрасно обнадеживает, а также иногда пустыми и лживыми словами старается добиться повышения заработной платы, как якобы неправильно рассчитанной. Но если в действительности по решению эпарха будет признано, что [выполненная] работа оказалась значительно большей, притом в ущерб ремесленнику, и если сначала договаривались об одном, а затем снова по воле нанимателя приходилось делать по-иному — лучше ли, хуже ли, — или если по соглашению характер работы был определен неясно, то после разбора этого дела у зпарха данная работа должна быть расценена опытными ремесленниками, как в случае, если конфликт явился результатом изменении требования и нарушения соглашения, так и если он возник по причине неясности соглашения. И [при разрешении конфликта необходимо руководствоваться положением, что] все то, что установлено законом в отношении купли и продажи, должно относиться и к соглашениям о найме. Если все окажется выполненным по соглашению, а заработная плата получена вполовину меньше, чем следует за эту работу, то договор считается недействительным и производится переоценка работы. Если же больше половины, то заработная плата должна быть выплачена по договоренности. Если же была сделана дополнительная работа или изменился ее характер, то необходимо произвести оценку дополнительной или изменившейся работы. § 4. Те, кто возводит стены, внутренние арки или камары, должны использовать все меры предосторожности и всю свою опытность, чтобы фундамент не оказался непрочным или чтобы постройка не получилась кривобокой или с неравными сторонами. Если здание обрушится в течение десяти лет не вследствие господнего гнева, то строитель должен восстановить это здание на собственные средства, причем если работа была крупная, превышающая по своей стоимости одну литру золота, то подрядчик, строивший здание вместе со своими товарищами, должен строить бесплатно, а работодатель должен давать материал. Что же касается глиняных строений, то они должны сохраняться шесть лет, и, если в течение шести лет вследствие неопытности работника здание развалится, строитель должен его восстановить бесплатно. Подобным же образом надлежит поступать и со всеми прочими лицами, берущими заказ на работу. Если же кто нарушит эти правила, он будет побит, острижен и подвергнут изгнанию. Книга эпарха — официальный свод уставов константинопольских ремесленных и торговых корпораций, находившихся в ведении эпарха - градоначальника. Правила кодифицированы в X веке.[1] Ссылка http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/eparx.htm

archmaster:


maru: Есть еще прикольный текст "Устав Строительный" 1910 г. "Закон о праве застройки " 1913 г. "Круговая порука и славян" 1889 г. главное актуальность содержания, и сразу понимать почему царизм освоил достаточно успешно и Сибирь и Дальний восток. Законы понятны и требования не дурные. Читал указ царя по застройкам на ДВ , но найти в тесте сразу не могу.Смысл следующий. Там указано что могут быть ответственными за строительсто и те люди которые понимают за что берутся (без образования и обязательного экзамена на знания) ввиду того что надо осваивать территории и строить города. Весят они много.

Вадим: Ну, то что мы живем в феодальном обществе - понятно всем.

absb.ru: 1000 лет истории и прогресса всего человечества "коту под хвост".

металлург: Оказывается раньше такие понятные законы писали,а сейчас...

vik: maru, интересно! Сохранил в доках.

Хотабыч: Мару - еще тот архивариус. Такие ссылки порой находит - закачаешься!

maru: Конституции Андерсона или «Древние обязательства Вольных и Принятых Каменщиков» предназначенные для зачтения при посвящении новых Братьев или по указанию Досточтимого Мастера Составлены Джеймсом Андерсоном по распоряжению Великого Мастера герцога де Монтегю, согласно найденным в архивах старым протоколам. Одобрены Великой Ложей и напечатаны в первой книге Конституций, озаглавленной «Конституции Вольных Каменщиков, содержащие историю, обязанности и правила этого древнего и весьма почтенного братства» 25 марта 1722 года. 1. О Боге и Религии. Вольный Каменщик обязан, в силу данного им обязательства, подчиняться Нравственному Закону и если он верно понимает Царственное Искусство, то никогда не станет глупым атеистом или безбожным вольнодумцем. В старые времена Вольные Каменщики обязаны были исповедовать религию именно той страны и того народа, среди которого пребывают, каковой бы она ни была. Ныне полагается разумным, оставив им самим точно определять свои религиозные убеждения, обязывать их принадлежать к той лишь религии, в которой согласны между собой все без исключения люди. Эта религия предписывает им быть людьми добродетельными и верными, людьми честными и порядочными, вне зависимости от личных убеждений и конфессиональной принадлежности каждого из них, в силу чего Франкмасонство становится Центром Единения и средством установления истинной дружбы между людьми, которые – не будь его, - были бы разделены непреодолимой пропастью. 2. О Светской Власти, Высшей и Назначенной Вольный Каменщик является лояльным подданным светских властей, где бы он ни жил и ни работал; он никогда не должен участвовать в заговорах и тайных злоумышлениях против мира и благосостояния народа, равно как и не вести себя не должным образом в отношении назначенных представителей власти. Ибо Масонство во все времена страдало от войн, кровопролития и беспорядков, а древние Короли и Владыки, зная о миролюбии и верности Братьев, не позволяющим им отзываться на придирки противников, всегда были расположены оказывать им поддержку, давая достойный отпор их врагам и способствуя славе Братства, процветавшего во времена мира. Таким образом, если Брат восстанет против государства, он не найдет в том поддержки среди Братьев, но они будут сожалеть о нем, как о любом несчастном. Однако, если его осудят за одно только это преступление, и если он не уличен ни в каком ином, то хотя долг и обязанность истинно лояльного, по своей сути, Братство заявить о своем не одобрении и неучастии в его бунтарском порыве, а также впредь не подавать поводов для беспокойства или подозрения со стороны власти, он не может быть исключен из Ложи, и его связи с ней останутся нерушимы. 3. О Ложах Ложа - это место, где Вольные Каменщики собираются для работы, потому Ложей именуется и собрание, или должным образом организованное общество Вольных Каменщиков. Каждый брат должен принадлежать к какой-либо Ложе и подчиняться ее Внутреннему Регламенту, а также Общему Регламенту. Ложа бывает или «местной», или Общей, что лучше всего можно понять, посетив ее, а также ознакомившись с Регламентом Общей, или Великой, Ложи, прилагаемым ниже. В старые времена ни один мастер или подмастерье не мог ее пропустить, особенно после приглашения, не подвергнувшись суровому осуждению, если только мастер или надзиратели не констатировали, что ему помешала это сделать настоятельная необходимость. Те, кто туда допускаются как члены Ложи, должны быть людьми добродетельными и честными, рожденными свободными, в возрасте зрелого духа и благоразумия, ни данниками или ленниками, ни женщинами, ни людьми безнравственными или имеющими дурную славу, а только добрых нравов и безупречной репутации. 4. О Мастерах, Надзирателях, Подмастерьях и Учениках Все преимущества и отличия Вольных Каменщиков основываются только и лишь на их истинных достоинствах и личных заслугах, ибо только так возможно хорошо служить Сеньору, не подвергаясь унижению и не обесчестив Королевское Искусство. Потому ни один Мастер или Надзиратель не может быть избран таковым в силу своего высокого положения, но только в силу своих личных заслуг. Невозможно отразить все подобное на бумаге, а потому каждый Брат должен посещать собрания и занимать в них долженствующее ему место, дабы все усваивать способами, отличающими наше Братство. Все, что Кандидатам позволено знать, это то, что никакой Мастер не может брать себе Ученика, если у него нет для того достаточно работы, если тот не является достойным молодым человеком, не имеющим увечий и физических изъянов, способных помешать ему овладеть Королевским Искусством и служить Сеньору его Мастера, и быть посвященным в Братья, а затем – в свое время, прослужив в первом звании тот срок, который определен обычаями его страны – Подмастерьем, и если он не происходит от достойных родителей. Только если точно известно, что он отвечает всем этим требованиям, может он быть удостоен чести стать Надзирателем, потом Мастером Ложи, Великим Надзирателем и, наконец, по своим заслугам, Великим Мастером всех Лож. Ни один брат не может стать Надзирателем, минуя степень Подмастерья; ни Мастером Ложи, если не исполнял функций Надзирателя, ни Великим Надзирателем, не побывав Мастером Ложи, ни Великим Мастером, если он не был Подмастерьем до своего избрания, не является, одновременно, потомком высокородных родителей, или дворянином высшего света, или известным ученым, или архитектором, или иным художником. При этом, даже будучи потомком высокородных родителей, он должен заслужить своими достоинствами добрую славу и высокую оценку в своей Ложе. По древним заповедям и регламентам, эти управители древних Лож, старшие и младшие, должны встречать полное повиновение всех Братьев в подчиненных им объединениях со всеми должными смирением, любовью, почтением и прилежанием. 5. Об Управлении Работой Братьев Все Вольные Каменщики должны усердно трудиться в будние дни для того, чтобы жить в процветании в дни отдыха; и время труда, определенное законами их страны или подтвержденное обычаем, должно неукоснительно соблюдаться. Самый опытный из Подмастерьев назначается или избирается Мастером или Надзирателем над работами для Сеньера. Те же, кто работает под его началом, должны именовать его Мастером. Вольные Каменщики должны избегать любой ругани, не обзывать друг друга обидными словами – называть же друг друга только «Брат» или «Друг» и учтиво вести себя как в Ложе, так и вне нее. Мастер, которому известно, что он способен на изворотливость ума, должен, тем не менее, насколько возможно разумно относится к порученной Сеньором работе и расходовать полученные средства и материалы так, как если бы они принадлежали бы ему самому, а также не платить зарплаты любому Брату или Ученику больше, чем он того заслуживает. И Мастер, и Каменщики, справедливо получающие заработную плату, останутся верны своему Сеньору и честно завершат всю работу, как сдельную, так и поденную; и не отнесут к сдельной работе ту, что надлежит сделать вовремя. Никто не должен проявлять зависти к благополучию Брата, вследствие этого мешая ему трудиться или отнимая у него работу для того, чтобы, будучи на это способным, завершить ее самому, ибо никто не способен закончить работу другого с той же выгодой для Сеньора, если не знаком основательно с чертежами и набросками того, кто эту работу начал. Когда Подмастерье избирается Надзирателем над работами под началом Мастера, он должен быть честным как перед Мастером, так и перед товарищами, будет тщательно надзирать за работой в отсутствие Мастера в интересах Сеньора, и все Братья должны во всем ему подчиняться. Все нанятые Каменщики должны смиренно получать свою заработную плату, без ропота и возмущения, и не оставляют Мастера, пока работа не будет завершена. Младшего Брата следует наставлять в труде, дабы предотвратить порчу им, по недостатку опыта, материалов, и дабы продолжать традицию братской любви. Все орудия труда, используемые в работе, осматриваются и одобряются Великой Ложей. Ни один подневольный работник (чернорабочий; подручный; разнорабочий; неквалифицированный рабочий) не может использоваться в работе, предназначенной для Каменщика, ибо Вольные Каменщики не работают с теми, кто не свободен, кроме, как при настоятельной необходимости. Также не станут они обучать несвободных работников и не принятых каменщиков тому, чему следует обучать лишь Братьев и Подмастерьев. 6. О поведении. а) Поведение в Ложе после учреждения и открытия Не должно вести частные обсуждения и отдельные разговоры, не испросив на то разрешения у Мастера; ни разговаривать о вещах недостойных или неуместных; ни перебивать Мастера или Надзирателей, ни Брата, говорящего с Мастером. Недопустимо вести себя чересчур вольно и шутовски, если Ложа занята священным или серьезным трудом; ни при каких условиях и ни под каким видом нельзя пользоваться непристойными выражениями; но следует отдавать дань должного уважения Мастеру, Надзирателям и Братьям, воздавая им почести, которых они заслуживают. В случае жалобы, Брат, сочтенный виновным, полежит братскому суду Ложи, которая является единственным компетентным судьей в такого рода спорах (кроме как при апелляции к Великой Ложе), и именно в Ложу такая жалоба должна подаваться, кроме тех случаев, когда это может привести к задержке исполнения порученной Сеньером работы. В этом случае достаточно вынесения частного определения, но никогда нельзя передавать в руки Правосудия, рассмотрение дел о масонских тяжбах, без абсолютной и очевидной для вех Братьев Ложи на то необходимости. б) Поведение в Ложе после закрытия работ, пока Братья не разошлись Можно развлечься невинными беседами, увеселяя друг друга в силу способностей, но избегая всяческой чрезмерности и не заставляя Брата пить или есть сверх его желания, не задерживая Брата, когда его призывают дела, не делая и не говоря ничего обидного или того, что может прервать непринужденную и вольную беседу; ибо это нарушило бы нашу Гармонию и подвергло поруганию наши достойные восхищения цели. Вот почему никакая размолвка или ссора не должна выходить за порог Ложи, тем более ссоры и споры, касающиеся вопросов религии, наций или политики, ибо будучи Вольными Каменщиками, мы придерживаемся только Универсальной религии, упомянутой выше; а равно принадлежим ко всем расам и нациям, языкам и наречиям, решительно настроены против всякой политики, которая никогда не способствовала и не может способствовать благосостоянию Ложи. Это обязательство всегда строго предписывалось и соблюдалось; особенно после реформы в Великобритании, или отделения этой страны наций от римской церкви. в) Поведение Братьев при встрече без непосвященных, но вне стен должным образом открытой Ложи Встречаясь в своем кругу (без посторонних), но вне законно учреждённой Ложи, должно вежливо приветствовать друг друга так, как вы будете обучены, называя друг друга Братьями. Можно свободно давать друг другу советы, которые считаете полезными, если вас не видят и не слышат, не выказывая преимущества друг перед другом, и не упуская знаков уважения, обязательных по отношению к Брату, а, равно, и не масону. Ведь, хотя все масоны, как братья, равны между собой, масонство не лишает человека почестей, на которые он прежде имело право; наоборот, оно увеличивает эти почести, особенно если его высоко ценит Братство, которое радо почитать тех, кто этого заслужил, и запрещает дурные манеры. г) Поведение Братьев в присутствии профанов Должно быть осторожным в своих речах и поведении, дабы даже самый проницательный и любознательный из профанов не смог обнаружить или угадать то, что ему знать не должно. Иногда следует уводить разговор в сторону и вести его осмотрительно для блага нашего Достопочтенного Братства. д) Поведение дома и среди знакомых Следует себя вести, как подобает человеку мудрому и добрых нравов; не разговаривайте со своей семьей, своими друзьями и соседями о делах ложи и пр., но заботьтесь, главным образом, о своей чести и о чести древнего Братства по причинам, которые здесь не место объявлять. Заботьтесь также о своем здоровье, не оставаясь допоздна вместе и не задерживаясь слишком долго на улице после завершения работ Ложи; и избегая излишней еды или выпивки, чтобы ваша семья не выказала своего нерасположения и не потерпела урона и чтобы вы сами не потеряли способности к работе. е) Поведение с незнакомым Братом Необходимо подвергнуть его осторожному дознанию теми средствами, какие подскажут вам благоразумие и опыт, дабы вашей доверчивостью не воспользовался невежественный самозванец, которого вам следует с презрением и насмешкой отвергнуть, не раскрыв перед ним даже тени Знания. Однако если вы признаете его подлинным и истинным Братом, то должны воздать ему положенные почести; а если он испытывает нужду, оказать ему всяческую возможную помощь или же иначе указать ему путь к вспоможению, например, вы можете дать ему работу на несколько дней или же рекомендовать другому работодателю. Однако вы не обязаны делать ничего превышающего ваши способности и возможности – только отдавать предпочтение бедному Брату, являющемуся при этом добродетельным и верным человеком, перед прочими бедными людьми в тех же обстоятельствах. Все эти заповеди вы обязаны исполнять, равно как и те, что будут вам поведаны иначе, пестуя в сердцах братскую Любовь – фундамент и замковый камень, цемент и слава нашего Древнего Братства. Избегая всех и всяческих споров и ссор, злословия и наветов, не позволяйте прочим клеветать на достойного Брата, но отстаивайте его честь и оказывать ему добрые услуги настолько, насколько позволяет ваша собственная честь и безопасность, - но не более. И если любой из Братьев причинит вам ущерб, вам следует, по древнему достойному обычаю, обратиться в свою Ложу или в его Ложу, а потом вы можете апеллировать к власти Великой Ложи на ежеквартальном ее собрании, а оттуда – к власти ежегодной Ассамблеи Великой Ложи. Не прибегайте к судебному процессу, но если дело нельзя разрешить иначе, терпеливо и внимательно выслушав совет Мастера и Братьев Ложи, которые могут помочь вам избежать обращения к Закону не масонскому или побудить вас быстро покончить со всякими процедурами, чтобы вы могли заниматься делами масонскими с большей радостью и успехом, следуйте их советам, которые будут способствовать быстрому решению всех ваших дел в суде с наибольшей возможной справедливостью и к вашей пользе, но при полном уважении к Братьям. Мастер и Братья сами должны предложить свои услуги в качестве посредников, а ведущие тяжбу братья должны с благодарностью принять такое предложение; а в тех случаях, когда такое посредничество не принесет большой пользы делу, им следует все же продолжить судебный процесс или процедуру, без горечи и злобы (как это обычно бывает), не делая и не говоря ничего могущего угрожать братской Любви. Добрые отношения между Братьями следует восстанавливать и поддерживать, дабы всем было очевидно благоприятное влияние Франкмасонства на общество и людей. Так все Вольные Каменщики поступали с начала Мира и так будут поступать до скончания веков. АМИНЬ, ДА БУДЕТ ТАК. Исторические параллели

maru: Круговая порука. Подпись к карикатуре: — «Скажите, кто украл народные деньги?» («Нью-Йорк таймс») — «Эт' он», — и все показывают пальцами друг на друга. Кругова́я пору́ка — групповая солидарная ответственность, когда все члены группы отвечают за обязательства одного. В России до начала XX века этот термин применялся к ответственности сельской общины за подати и недоимки своих членов. В обиходе этот термин означает согласие членов группы с действиями любого из своих членов, а также его поддержка, пассивная или активная. Часто употребляется с негативным оттенком. Круговая порука Обычно бывает так: если я совершил проступок, то отве-чаю за него тоже я - мои друзья или соседи тут ни при чем. Но в старой русской деревне действовал закон круговой поруки: если один совершал проступок, отвечал за него «весь мир», то есть крестьянская община. Если один отказался участвовать вместе с другими в чем-нибудь незаконном, по мнению властей, - ему все равно при-ходилось нести ответственность по правилу: «один за всех, все за одного». Теперь у нас, разумеется, не существует ничего подобно-го (только гитлеровцы вводили на оккупированной земле этот варварский закон, расстреливая и сжигая целые дерев-ни, когда бывал кем-то убит хоть один фашистский солдат), но выражение «круговая порука» еще живет. Правда, упот-ребляем мы его в ином смысле: о ней говорят там, где нарушители закона из страха перед товарищами, законом, судом покрывают преступления друг друга.

maru: Круговая порука I в гражданско-правовом смысле вид корреального обязательства (см.) в его римской форме, единственный, как кажется, в современном праве остаток этой формы. Обязываясь каждый за всех и все за одного, участники К. поруки связаны и во всех последствиях долга. Освободительные акты, не имеющие значения способов материального удовлетворения кредитора, если они допущены по отношению к одному должнику, действуют здесь и для всех: цель К. поруки в том и состоит, чтобы поставить перед кредитором, вместо отдельных лиц, целую общину, как такую. Поэтому участниками К. поруки могут быть не члены любого союза, а лишь члены определенной территориальной единицы. Ответственность членов других союзов (товариществ) — всегда ответственность солидарная в современном смысле этого юридического понятия (см. Корреальное обязательство). Неправильно сближение К. поруки с простым поручительством (Гордон) и применение к нему правил о постепенности взыскания (beneficium excussionis): цель К. поруки, как и всякого солидарного обязательства — гарантировать своевременное и немедленное исполнение обязательства. Она, поэтому, всего ближе к поручительству на срок, а последнее ничем, по существу, от солидарного обязательства в современном русском праве не отличается (кассационное решение 69/1186). Неправильна, следовательно, и попытка установить различие между К. порукой и солидарным обязательством вообще, в форме корреалитета или чистого солидаритета. См. Гордон, "Ст. 1548 т. X. ч. I-й и вопрос о К. поруке и солидарности в обязательствах" ("Журнал Министерства Юстиции", т. 35, 1868). В. Н. Круговая порука в России. На первоначальных ступенях общественной жизни правовыми субъектами являются не отдельные личности, а роды. За действия лица отвечает род, и если ответственность переносится на личность, то потому только, что последняя рассматривается как представитель рода. Формула К. поруки: все за одного и один за всех — ведет, таким образом, свое происхождение от времен родового быта. Хотя превращение родового союза в общинно-территориальный, а затем в государственный, и связано с постепенным выделением личности, как правового субъекта, тем не менее учреждение К. поруки не теряет совершенно своего значения и поддерживается или вводится вновь, частью вследствие сознания выгод его для лиц, составляющих общество, частью в силу государственных соображений об удобстве возложения исполнения известных задач на ответственность территориальных союзов. Первые указания на существование К. поруки в России встречаются в "Русской Правде" (некоторые ученые видят намек на существование этого института еще в договоре Олега с греками). К. порука, в пределах определенной территориальной единицы (верви), применялась к платежу пени (виры, продажи) за содеянное в округе преступление, когда преступник оставался неизвестен или когда убийство совершено было не с целью грабежа, а в ссоре, из мести и т. п. В XV — XVI вв. учреждение К. поруки нашло применение в устройстве губных округов, на жителей которых возложена была обязанность предупреждения и искоренения преступлений, с ответственностью, денежной и уголовной, за ненадлежащее выполнение этой обязанности. Начало К. поруки применялось в московском государстве и в некоторых других случаях. Так, недобор таможенного и кабацкого доходов иногда взыскивался с посадских и уездных людей, выбравших в целовальники виновников недобора; убытки, причиненные казне подрядчиком, взыскивались иногда с того посада, к которому он принадлежал; набирая из вольных людей отряды стрельцов, правительство возлагало на них ответственность по К. поруке за надлежащее исполнение каждым его обязанностей и за материальный ущерб казне в случае бегства со службы, и т. п. С течением времени сфера правительственного применения института К. поруки сокращается, а в конце концов она остается только в области фиска. Жители данной территориальной единицы искони обязаны были уплачивать определенную сумму податей. В интересах казны и самих плательщиков, раскладка сбора между домохозяевами предоставлена была населению. В тех же видах и собирание податей возложено было на выбранных плательщиками лиц. Отсюда некоторые ученые выводят заключение, что в моск. государстве на обществе плательщиков лежала ответственность за безнедоимочное поступление податей. Несомненно, во всяком случае, что ответственность перед правительством за недоимку в московской и императ. Руси несли сборщики податей, воеводы и другие лица, в ведении которых состояли крестьяне данного разряда. Под страхом этой ответственности (имущественной и личной), названные лица могли, при взыскании недоимок, применять, в большей или меньшей мере, начало ответственности одних плательщиков за других, даже в том случае, когда К. порука не была санкционирована законом. Правительство XVIII в., больше и больше развивая бюрократические порядки и отказываясь от применения начала К. поруки в различных отраслях государственного дела, утратило, по-видимому, всякое понятие о К. ответственности плательщиков податей, как одном из принципов организации податного дела в прежние времена. Это усматривается из того обстоятельства, что, будучи наконец вынуждено самой жизнью обратиться к К. поруке, как к средству обеспечения исправного поступления податей, правительство ввело ее не сразу, применяло ее сначала как меру крайнюю и давало этому применению различную мотивировку. Так, указом 15 января 1739 г. недоимку по сбору податей с купечества и государственных крестьян повелено этим сословиям разложить между собой "по званию их торгов и пожитков и владению земель", а взыскание недоимки, лежащей на крестьянах дворцовых, заводских, монастырских и т. п., обратить на самих крестьян лишь в случае, если ее нельзя пополнить из имущества вотчинных управителей, приказчиков и т. п. С учреждением, в 1797 г., департамента уделов и образованием разряда удельных крестьян, принято было за правило, что в случае накопления недоимки по причине лености и нерадения поселян, виновные предаются суду, а недоимка взыскивается с общества, в наказание за то, что "видя сотоварища своего в леность и нерадение впавшего, к трудам и исправлению своего долга не старалось его обратить". Обязанность общества отвечать за исправный взнос податей, как общее правило, установлена манифестом 16 мая 1811 г., дополненным указом 1828 г.; но при этом не было указано определенных мер взыскания, подлежащих применению к целому селению. С новым разделением в 1833 г. селений казен. крестьян на общества, было подтверждено и обязательство последних отвечать за исправный взнос податей, с добавлением, что если недоимка общества возрастет до годового оклада, то ответственность переносится на всю волость. Этим добавлением правительство ясно показало, что не считает К. поруку состоящей в связи с поземельными отношениями членов общества. Хотя с учреждением министерства государственных имуществ ответственность волости за недоимку сельских обществ была уничтожена, тем не менее К. порука не была приведена в связь с поземельным владением. Лишь в 1869 г. К. ответственность по сбору казенных податей, при общинном владении землей, была ограничена пределами поземельной единицы. В действующем законодательстве К. ответственность крестьян определяется ст. 187 общ. полож. о кр. и примеч. к ней. Каждое сельское общество, как при общинном, так и при участковом или подворном (наследственном) пользовании землей, отвечает К. порукой за каждого из своих членов в исправном отбывании казенных, земских и мирских повинностей. Сельским обществам, находящимся в пределах одной волости, предоставляется, для облегчения К. ручательства, соединяться между собой, по общему их о том мирскому приговору. Крестьяне, имеющие все угодья своего надела в отдельном владении, не могут быть привлекаемы к К. ответственности в исправном отбывании государственных податей и повинностей за других крестьян, хотя бы и состоящих в том же обществе или селении, но не участвующих в означенном владении. Если в селении или части селения, имеющих отдельное владение землей и получающих на этом основании отдельный окладной лист, числится менее 40 ревизских душ, состоящих в окладе, то подати и повинности взыскиваются с крестьян без К. поруки. Возлагая на общества ответственность за исправное отбывание их членами податей и повинностей, правительство первоначально не указывало средств, к каким могли бы прибегать сельские сходы для понуждения отдельных плательщиков ко взносу следуемых с них сборов. В законе 16 мая 1811 г. волостным головам, выборным и старостам, для предупреждения недоимок, дано право употреблять, по мирскому приговору, упорных неплателыциков на работу в самом селении или отсылать их в рабочий дом, до уплаты недоимки, с отпуском домой для сельских работ на время с 1 апреля по ноябрь месяц. Те же меры могли быть принимаемы и по отношению к старостам и выборным, признанным виновными в нерадении. Продажа движимости, "яко для крестьян разорительная и для верности податей бесполезная", запрещена. Гораздо более обширные полномочия даны обществу в "Положении о взимании денежных сборов" 28 ноября 1833 г.; преподанные этим Положением правила, с некоторыми изменениями и дополнениями, вошли в действующее законодательство. На основании Положения 19 февраля 1861 г., взимание с крестьян податей и других казенных, земских и мирских сборов лежит на обязанности выборных лиц — сельских старост и сборщиков, состоящих под наблюдением волостного старшины. Лица эти не имеют права прибегать к каким-либо понудительным мерам взыскания, за исключением кратковременного ареста и небольшого штрафа (ст. 64 и 86 общ. полож.). Более серьезные меры взыскания могут применять к неисправным плательщикам только сельские общества, а именно: 1) обращение на возмещение недоимки дохода с принадлежащего недоимщику недвижимого имущества; 2) отдача недоимщика или кого-либо из членов его семейства в посторонние заработки, с обращением заработанных денег в мирскую кассу; 3) определение к недоимщику опекуна или назначение старшим в доме, вместо неисправного хозяина, другого члена той же семьи; 4) продажа принадлежащего недоимщику лично недвижимого имущества, за исключением выкупленной усадьбы; 5) продажа той части движимого имущества и строений недоимщика, которая не составляет необходимости в его хозяйстве; 6) отобрание у недоимщика всего отведенного ему полевого надела или части оного. К мерам, указанным в пп. 4, 5 и 6, общество должно обращаться лишь в крайних случаях, когда остальные меры взыскания окажутся недостаточными (ст. 188 общ. положения) [Приблизительно теми же средствами понуждения неисправных плательщиков были вооружены и общества мещан.]. Если, несмотря на все принятия меры, недоимка, лежащая на крестьянине, не будет пополнена к 1 октября, то она раскладывается сельским сходом на прочих крестьян того же общества и должна быть очищена к 15 января следующего года (ст. 189 общ. полож.). В случае неисправности всего сельского общества, оно понуждается к уплате недоимок через местную полицию (ст. 190); а при безуспешности мер понуждения, недоимка пополняется полицией посредством продажи крестьянского движимого имущества (ст. 191). На практике порядок взыскания податей вообще и применение К. поруки в частности идут путем, значительно отклоняющимся от указанного в законе. Так, меры понуждения плательщиков, предоставленные законом обществу, сплошь и рядом, особенно в местностях с подворным владением землей, применяются сельским и волостным начальством и даже полицией. Когда к ним прибегает общество (обыкновенно — под сильным давлением со стороны полиции), то в большинстве случаев оно ограничивается мерами, указанными законом как крайние: продажей движимого имущества недоимщика или временным отобранием у него надела, для сдачи в аренду на пополнение недоимки, минуя средства, указанные в пп. 1-3 ст. 188 общ. пол., как неприложимые в крестьянском быту. Очень редко применяется и статья закона относительно раскладки между всеми членами общества недоимки, неуплаченной к определенному времени отдельными крестьянами. Такая дополнительная раскладка производится далеко не везде, и если применяется, то не как обычная мера, а спорадически, по требованию полиции, вдруг взявшейся энергически за взыскание запущенных недоимок; в этих случаях доля платежа, упадающая на зажиточных домохозяев, доходит иногда до 100 р. и больше. Так же редко наблюдается и мера продажи за недоимки движимого имущества всех членов сельского общества; может быть в большей половине уездов Европейской России эта мера за последние 6 лет не применялась совсем или применялась в крайне ограниченных размерах; в остальных уездах, по сведениям податных инспекторов, за указанный период времени продано имущества крестьян за недоимки всего общества на несколько сот или тысяч рублей в каждом, и в очень немногих уездах — на сумму от 10 до 20 тыс. рублей. Поэтому, разорительное влияние продажи крестьянского имущества за недоимки, по закону о К. поруке, распространяется не на крупные районы, а на отдельные общества. Описи крестьянского имущества совершаются неизмеримо чаще, нежели продажи; в большинстве уездов число продаж составляет не более 10-15% числа описей. В одной губернии или даже в одном уезде какой-либо губернии полиция прибегает к описям в несколько раз чаще, нежели в другой губернии или другом уезде. Встречаются и такие уезды, где на сотню описей не приходится и одной продажи. Эти факты приводят к заключению, что к описи крестьянского имущества полиция весьма часто прибегает не в виде подготовки к продаже, а единственно с целью устрашения; как только напуганное население внесет часть состоящей на нем недоимки, дело не получает дальнейшего движения. Есть, однако, и такие местности, где число продаж крестьянского имущества мало отличается от числа описей его. Самая опись, если за ней и не следует продажа, не всегда проходит бесследно для хозяйственного положения населения, так как, под угрозой продажи имущества, недоимщики готовы прибегнуть к самым разорительным способам приобретения средств для уплаты части недоимки (займам из ростовщических процентов, преждевременной продаже продуктов сельского хозяйства, запродаже своего труда, сдаче в аренду земли и т. п.). Общества, из опасения К. ответственности, склонны побуждать крестьян к таким сделкам, а в крайнем случае сами отбирают у них землю. За исключением последнего способа очищения недоимки, предпринимаемого обществом из опасения ответственности по К. поруке, остальные средства, к которым прибегают недоимщики для получения денег на уплату податей, нельзя считать порождением закона о круговой поруке, так как продажа движимости недоимщиков (а также и отобрание у них земли для сдачи в аренду) допускается законом и по отношению к плательщикам, не связанным К. ответственностью. Хотя принцип К. поруки применяется весьма редко в форме, указанной в законе, тем не менее он составляет неотделимую часть всей земельно-податной общинной жизни, тесно сплетаясь с мотивами хозяйственного характера и получая применение не только в податном деле, но и в предприятиях чисто хозяйственных. Он служит одной из причин существующего в крестьянских обществах стремления сообразовать налагаемую ими на своих членов долю платежей, — независимо от свойства и происхождения последних, — с их хозяйственной состоятельностью; а так как крестьяне имеют тенденцию все платежи связывать с землей, то в местностях с малой доходностью хозяйства применяются системы разверстки общинной земли (а следовательно и податей), основывающиеся на рабочей силе домохозяев, как важнейшем источнике дохода для людей, живущих трудами своих рук. При этом, в качестве вспомогательных условий, принимаются иногда во внимание посторонние заработки семьи, ее хозяйственный инвентарь и т. п. Для того чтобы, не прибегая часто к общим переделам земли, можно было приспособлять податную тягость, лежащую на отдельных плательщиках, к их постоянно изменяющейся платежной способности, община нечерноземных местностей выработала систему частных переделов, так наз. свалки-навалки душ (земли и податей) — систему, путем которой легко достигается перекладка земли и податей с одной семьи, в хозяйственном отношении ослабевшей, на другую, более состоятельную. При раскладке текущего оклада сборов общества иногда освобождают от всех или части платежей наиболее бедных или подвергшихся несчастным случайностям своих членов, а также берут на себя часть старых, преимущественно безнадежных, недоимок. Местами общества следят за хозяйственной деятельностью ненадежных своих членов, не допускают их до разорительных поступков, не дозволяют выдавать им на руки страховой премии, а распоряжаются, чтобы из нее было уплачено за лес для постройки или за работу по стройке избы и т. п. Иногда общества избирают особых лиц, чтобы оказывать нравственное влияние на крестьян в смысле понуждения их к своевременной уплате податей. При затруднительности для бедных крестьян своевременно очистить лежащие на них платежи, общества очень часто покрывают следующую с таких крестьян подать позаимствованиями из мирских сумм, из доходов от оброчных статей, или прибегают к общественным займам денег, обыкновенно на невыгодных условиях, иногда с обязательством уплаты капитала или процентов трудом, продуктами сельского хозяйства или отдачей кредитору в пользование общинной земли. Позаимствования из мирских капиталов обыкновенно зачисляются долгом на недоимщиках, но значительная часть этих долгов не возвращается назад. Литература. Лаппо-Данилевский, "Организация прямого обложения в Московском государстве"; С. Капустин, "Древнее русское поручительство"; Новиков, "О поручительстве по русскому праву"; Иван Собестианский, "К. порука у славян по древним памятникам их законодательства"; "Русская Беседа" (1860, № 2) — ст. "О К. поруке" Беляева; "Труды комиссии Высочайше учрежденной для пересмотра системы податей и сборов", Т. I — "Историко-статистические сведения о подушных податях", И. П. Руковского; "К. порука в суждениях редакционных комиссий главного комитета" (записка вице-директора департамента окладных сборов, Н. К. Бржеского); "Свод отзывов управляющих казенными палатами" (записка); "Существующий порядок взимания окладных сборов с крестьян по сведениям, доставленным податными инспекторами за 1887-93 гг."; "Северный Вестник", 1886, № 7 и 8, ст. Щепотьева; "Северный Вестник", 1886, № 11, ст. Щербины; "Русская Мысль", 1886, № 10, ст. Личкова; "Русские Ведомости", 1886, № 101, ст. Якушкина; "Вестник Европы", 1893, № 11, ст. Веретенникова; "Экономический журнал", 1893, № 4, ст. Максимова. В. В. II (дополнение к статье) Положением 23 июня 1899 г. о порядке взимания окладных сборов (государственных и земских) с надельных земель сельских обществ в 46 губерниях Европейской России значительно ограничено применение К. поруки (см.). Законом 12 марта 1903 г. совершенно отменена К. порука в тех губерниях, где введено положение 1899 г., с одновременным освобождением сельских обществ от К. ручательства по взносу мирских сборов и платы за пользование в заведениях общественного призрения неимущих членов этих обществ (см. Сельское общество). Временными правилами 12 июня 1900 г. отменена К. порука при взимании продовольственных сборов с сельских обывателей в 46 губерниях Европейской России (см.). Литература. Н. Бржеский, "К. порука сельских обществ" (1896); его же, "Недоимочность и К. порука сельских обществ" (1897); А. Веснин, "Об отмене К. поруки сельских обществ" ("Нар. Хоз.", 1901, VIII); Обыватель, "К. порука и реформа окладного земельного обложения" ("Нар. Хоз.", 1902, IV); А. Еропкин, "Отмена К. поруки" ("Нар. Хоз.", 1903, III). Н. Иорданский, "Отмена К. поруки" ("Мир Божий", 1903, V); Ф. Ф. Воропонов, "К. порука и её отмена" ("Вестн. Евр.", 1904, III). http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/57195/%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F



полная версия страницы